Диптих


Диптих (diртuсоn) - две деревянные, костяные или металлические,
продолговатые дощечки, соединенные одна с другою помощью шнурка, тесьмы
или шарнира и складывающиеся вместе, на подобие книжного переплета.
Снаружи они имели гладкую поверхность или же украшались резною работою,
а с внутренней стороны, представляя также гладкое поле, обведенное по
краю выпуклою полоскою, покрывались слоем воску, на котором можно было
писать или, вернее, царапать, посредством стальной заостренной палочки
(стиля). Д. играли у древних римлян и греков роль записных и памятных
книжек. Иногда дощечки, с одного из своих узких краев, были снабжены
маленькими рукоятками, чтобы удобные было держать их в руке при писании.
Термин "диптих" явился только во времена Константина Великого; перед тем
подобные записные дощечки назывались у римлян тавulае, рugillаrеs,
соdiсеs и соdiсilli, а у греков - рinакеV; и dеlтоi. В тех случаях,
когда записная книжка заключала в себе, сверх двух внешних створок, еще
одну, две и более дощечек внутри, ее называли триптихом, тетраптихом и
т. д. Особую категорию составляют так называемые "консульские Д.". Они
отличались от обыкновенных более значительным размером (доходили иногда
до 1/4 фут. в вышину) и делались всегда из слоновой кости. То были
дорогие художественные произведения, которые новоизбранный консул дарил
сенаторам, префектам провинций и другим важным лицам, подавшим за него
свой голос. Внешние стороны консульских Д. украшались надписями,
эмблемами и художественно исполненными изображениями самого консула,
восседающего на курульском кресле, в роскошном одеянии, и держащего в
одной руке скипетр, с бюстом императора на верхнем конце, а в другой
давал сигнал дня начала игр. Под фигурою консула, снабженною
обозначением его имени, нередко изображались представления в цирке, бой
гладиаторов и т. п. На внутренних поверхностях створок помещался список
консулов, начиная с Л. Юния-Брута и кончая тем, по чьему заказу
изготовлен Д. Консульские Д. вошли в употребление на Западе и на
Востоке, по-видимому, не ранее III в. по Р. Хр.; самый древний из них
относится к 248 г., самый поздний - к 541 г. Доселе сохранились Д. 21
консула, в 30 экземпл. Из них пять, происходящие из коллекции
Базилевского, находятся в Имп. Эрмитаже (в Отделении Средн. Век. и эпохи
Возрождения). Когда христианство в Римской империи восторжествовало над
язычеством, новая религия приспособила консульские и другие Д. к своему
употреблению. Одни из них стали служить переплетными досками Евангелий и
вообще священных книг, причем их обделывали в богатые золотые оклады,
украшенные драгоценными каменьями и эмалью. Большинство древнейших Д.
дошло до нас, благодаря именно употреблению их в христианской церкви.
Другие экземпляры заняли место на алтарях, в виде украшения и, вместе с
тем, в значении таблиц, по которым священнодействующий мог читать
богослужебные молитвы или поминать живых и умерших. С конца IV в.
появились Д., изготовленные специально для церковных целей, с
изображением уже не мирских сюжетов, а евангельских и ветхозаветных
событий, ликов Христа, Богородицы, апостолов и т. п. Так как в
поминальные списки вносились имена всех тех, кто выказал усердие и
преданность религии - царей, патриархов, епископов, мучеников,
исповедников, благотворителей и пр., - то подобные синодики делались, с
течением времени, слишком длинны для того, чтобы умещаться на одном Д.
Поэтому заведись Д. троякого рода: 1) епископские Д. (diрlусна
ерisсороruм), для поминовения местных архиереев; 2) Д. живых (d.
vivоruм), в кот. вписывались имена здравствующих государей, духовных
сановников, жертвователей на пользу церкви и вообще всех достойных ее
чад, и 3) Д. усопших (d. моrтuоruм), назначенные для записи скончавшихся
поборников религии и благочестивых людей. Запись чьего-либо имени в Д.
считалась для этого лица почетом; наоборот, получить отказ в такой
записи или быть вычеркнутым из Д. - составляло позор, в некотором роде
отлучение от церкви. В средние века употребление Д. в церквах сделалось
всеобщим; они стали водиться и у частных людей, причем, однако, характер
и назначение их постепенно изменялись. Священные изображения стали
помещаться на внутренних сторонах досок, внешние же стороны оставлялись
гладкими Это были уже не записные таблетки или переплетные оклады книг,
а образа-складни, перед которыми благочестивые люди молились в своих
домах, и которые крестоносец, пилигрим и самый бедный странник брали с
собою в путь, как предметы религиозного поклонения. Памятники этого рода
особенно размножаются с IХ ст., после эпохи иконоборства. Можно
предполагать, что именно гонение на священные изображена способствовало
распространению таких небольших, легко передвижных и скрываемых образов.
Наряду с Д. из слоновой кости вошли в большое употребление триптихи -
трехстворчатые складни, - сделанные из того же материала, а равно и
складные образа, резанные из дерева, литые из меди, изготовленные из
благородных металлов и украшенные эмалью. В ХIV ст., вследствие редкости
и дороговизны слоновой кости, получили преобладание складни деревянные,
принимавшие порою значительные размеры и служившие, в таком случае,
надпрестольными иконами в церквах и капеллах; однако костяные и
металлические Д. продолжали быть в ходу вплоть до ХVI ст. и даже позже.
Ср. Fr. Gоri, "Тнеsаurus vетеruм diртусноruм соnsulаriuм ет
ессlеsiаsтiсоruм" (1759); "Сатаlоguе оf тне Fеjеrvаri ivоriеs in тне
Мusеuм оf F. Мауоr" (Ливерп., 1856); F. Wеsтwооd, "А dеsсriртivе
сатаlоguе оf тне fiстilе ivоriеs in тне Sоuтн-Кеnsingтоu Мusеuм" (Л.,
1876); F. Lаваrте, "Нisтоirе dеs аrтs indusтriеls" (т. I); "Diстiоnnаirе
dеs аnтiquiтеs grесquеs ет rомаinеs, рuвl. раr Sаgliо" (т. V. статья Gr.
Вlосн'а: "Diртусноn").