Даль


Даль (Владимир Иванович - известный лексикограф. Род. 10 ноября 1801
г. в Екатеринославской губ., в Луганском заводе (отсюда псевдоним Д.:
Казак Луганский). Отец был датчанин, многосторонне образованный,
лингвист (знал даже древнееврейский яз.), богослов и медик; мать -
немка, дочь Фрейтаг, переводившей на рус. яз. Геснера и Ифланда. Отец Д.
принял русское подданство и вообще был горячим русским патриотом,
действуя на детей в том же направлении. Окончив курс в морском корпусе,
Д. несколько лет служил во флоте; но, не вынося моря, вышел в отставку и
поступил в дерптский унив., на медицинский факультет. Походная жизнь
его, как военного доктора, сталкивала его с жителями разных областей
России, и материалы для будущего "Толкового Словаря", которые он начал
собирать очень рано, все росли. В 1831 г. Д. участвовал в походе против
поляков, причем отличился при переправе Ридигера через Вислу у Юзефова.
За неимением инженера, Д. навел мост, защищал его при переправе и затем
сам разрушил его. От начальства он получил выговор за неисполнение своих
прямых обязанностей, но имп. Николай I наградил его орденом. По
окончании войны Д. поступил ординатором в спб. военносухопутный
госпиталь. Однако, медицина не удовлетворяла Д., и он обратился к
литературе, причем близко сошелся с Пушкиным, Жуковским, Крыловым,
Гоголем, Языковым, кн. Одоевским и др. Первый опыт ("Русские сказки.
Пяток первый", СПб. 1832 - пересказ народн. сказок) обнаружил уже
этнографические наклонности Д. Книга эта навлекла неприятности на
автора. По доносу Булгарина, она была запрещена, и Д. взят в III
отделение, но в тот же день выпущен, благодаря заступничеству
Жуковского. Тем не менее Д. долго не мог печататься под своим именем.
Семь лет он прослужил в Оренбурге; за это время сопутствовал в 1837 г.
наследнику (покойному имп. Александру) в его поездке по краю и
участвовал в несчастном хивинском походе 1839 г. В 1836 г. он приезжал в
СПб. и здесь присутствовал при трагической кончине Пушкина, от которого
получил его перстеньталисман. Все это время Д. не оставлял и медицины,
пристрастившись особенно к офтальмологии и гомеопатии (одна из первых
статей в защиту гомеопатии принадлежит Д.: "Современник" 1838, © 12). В
1834 - 39 г. он выпустил свои "Были и небылицы". В 1838 г. Д. был выбран
(за свои естественноисторические работы) в члены-корреспонденты Имп.
акд. наук; в 1841 г. назначен секрет. к Л. А. Перовскому, товарищу мин.
уделов, а потом заведовал (частно) особой канцелярией его, как министра
внутренних дел, причем вместе с Н. Милютиным составлял и вводил
"Городовое положение в СПб.". За это время им напечатаны статьи:
"Полтора слова о нынешнем русском языке" ("Москвитянин", 1842, I, © 2) и
"Недовесок" к этой статье (т. же, ч. V, © 9), брошюры "О скопческой
ереси" (1844, редкость (другая записка Д. о законодательстве против
скопцов напечатана в "Чтениях общ. ист. и др." 1872, кн. IV.) и "Об
убивании евреями христианских младенцев" (1844), повесть "Похождения Х.
Х. Виольдамура и его Аршета" (1844). В 1846 г. вышли "Сочинения Казака
Луганского". В то же время Даль составил для военных заведений учебники
ботаники и зоологии и напечатал ряд повестей и очерков в "Библиотеке для
"Чтения", "Отечест. Записках", "Москвитянине" и сборнике Башуцкого
"Наши", в том числе статьи "О русских пословицах" ("Современник", 1847,
кн. 6), "О поверьях, суевериях и предрассудках рус. народа" ("Иллюстр.",
1845 - 46, 2-е изд. СПб., 1880). В 1849 г. Д. назначен управляющим
нижегородской удельной конторой и прослужил на этом посту, доставившем
ему возможность наблюдать разнообразный этнографический материал, до
1859 г., когда вышел в отставку и поселился в Москве. За это время
напечатаны статьи и сочинения Д.: "О наречиях русского яз." ("Вестн.
Имп. Г. Общ.", 1852, кн. 6; перепечатана в "Толковом Словаре"),
"Матросские досуги", написанные по поручению вел. кн. Константина
Николаевича (СПб., 1853), ряд статей о вреде одной грамотности без
просвещения ("Рус. Беседа", 1856, кн. III; "Отеч. Зап.", 1857, кн. II;
"СПб. Вед.", 1857 © 245) и целая серия очерков (100) из русской жизни
(отдельное издание "Картины из русского быта", СПб., 1861). В Нижнем Д.
приготовил к изданию свои "Пословицы" и довел обработку словаря до буквы
П. Вскоре после переселения Д. в Москву, начал выходить в свет его
"Толковый слов." (1-е изд. 1861 - 68; второе изд. СПб. 1880 - 82) и
напечатан другой капитальный труд всей жизни Д.: "Пословицы русск.
народа" (М., 1862; 2 изд. СПб., 1879). За это время появились в печати
сочинения и статьи Д.; "Полное собр. соч." (СПб., 1861;:2 изд. СПб.,
1878 - 1884), "Повести" (Спб., 1861), "Солдатские досуги" (2 изд. СПб.,
1861), "Два сорока бывальщинок для крестьян" (СПб., 1862), записка о
русск. словаре ("Русск. Беседа", 1860, © 1), полемика с Погодиным об
иностранных словах и русск. правописании ("Русский", 1868, ©© 25, 31,
39, 41). В 1861 г. Д. за первые выпуски "Словаря" получил
константиновскую медаль от Имп. геогр. общ., в 1868 выбран в почетные
члены Имп. акд. наук, а по выходе в свет всего словаря удостоен
ломоносовской премии (см. подробные разборы Грота, Шренка и Рупрехта в
отчете о 4-м присуждении ломоносовской премии, Прил. к ХVll т. "Зап.
Имп. Акд. Наук" 1870; статью А. Н. Пыпина в "Вестн. Евр." 1873, кн. 12;
Котляревского в "Беседах общ. люб. росс. слов." 1868, вып. 2; заметки
Николича в "Филол. Зап.", Воронеж, 1871, © 6, 1875 © 3, 1876 © 2;
дополнения и заметки Шейна: "Прилож. к ХХV т. "Зап. Имп. Акд. Наук",
1873, и Наумова, СПб., 1874; Грота и Жизневского в "Отчете о присуждении
ломоносовской премии"). Собранные им песни Д. отдал Киреевскому, сказки
- Афанасьеву. Богатое, лучшее в то время собрание лубочных картин Д.
поступило в Имп. публ. библ. и вошло впоследствии в издания Ровинского.
В последние годы жизни Д. увлекался спиритизмом и сведенборгианством,
занимался переложением первых книг Библии на простонародный язык
("Бытописание"; см. его историю в воспоминаниях Мельникова), печатал
новые "Картины русского быта" в "Русском Вестнике" (1867 - 1868). Умер
22 сент. 1872, приняв еще в 1871 г. православие (до тех пор Д. был
лютеранином). Материалы для биографии Д.: ст. П. Б. "В. И. Д." ("Р.
Арх." 1872, © 10); автобиограф. записка Д. (неокончена, там же © 11; ср.
заметку о ней Дм. Завалишина, "М. Вед.", 1872, © 290); "Воспоминания о
В. И. Д." (с извлечением из его писем и другой полной автобиогр.
запиской), Я.К.Грота ("Зап. И. Акд. Н.", 1873, т. ХХII); "Из
воспоминаний о покойном В. И. Д." ("Церк. Летоп.", 1873, © 37);
"Воспоминания о Д." П. И. Мельникова ("Русск. Вестн." 1873 г.; поправка
в "Моск. Вед." 1873 г., © 72); биография Максимова, с подробной
библиографией, в "Справ. энциклопед. словаре" Старчевского (СПб., 1855,
т. IV); "Дневники Т. Г. Шевченко" ("Основа", 1861 - 62) и А. В.
Никитенко ("Русск. Старина", 1889 - 90); "Д., по воспоминаниям его
дочери, Е.Даль" ("Русск. Вестн.", 1879, © 7). Подробной биографии Д. до
сих пор нет. Самая полная характеристика деятельности Д. у А. Н. Пыпина:
"История русской этнографии" (т. I); о его отношении к крестьянскому
вопросу см. у В. И. Семевского ("Крестьянский вопрос", т. II, стр. 273 -
278). Главное значение Д. - собирателя-этнографа. Ни морской корпус, ни
медицинский фак. не могли дать ему надлежащей научной подготовки, и он
до конца дней остался дилетантом-самоучкой. На свой настоящий путь Д.
попал чисто инстинктивно, и собирание материалов у него шло сначала без
всяких определенных научных целей. Только личные отношения к писателям
пушкинской эпохи, а также к московским славянофилам, помогли ему сознать
свое настоящее призвание и поставили определенные цели деятельности. С
другой стороны, в природе Д., несмотря на естественно-историческое
образование, полученное в дерптском унив., было что-то мешавшее ему
сделаться спокойным и точным ученым. Причиной этому была отчасти
беспокойная бродячая жизнь, отчасти наклонность к поэтическому
творчеству, отчасти, быть может, некоторый коренной, органический
недостаток во всем духовном складе Д. (вспомним его увлечения
гомеопатией, спиритизмом, Сведенборгом и т. д.). Его словарь, памятник
огромной личной энергии, трудолюбия и настойчивости, ценен лишь как
богатое собрание сырого материала, лексического и этнографического
(различные объяснения обрядов, поверий, предметов культуры и т. д.), к
сожалению, не всегда достоверного. Д. не мог понять (см. его полемику с
А. Н. Пыпиным в конце IV т. Словаря), что ссылки на одно "русское ухо",
на "дух языка", "на мир, на всю Русь", при невозможности доказать, "были
ли в печати, кем и где говорились" слова в роде пособ, пособка (от
пособить), колоземица, казотка, глазоем и т. д., ничего не доказывают и
ценности материала не возвышают. Характеристичны слова самого Д.: "с
грамматикой я искони был в каком-то разладе, не умея применять ее к
нашему языку и чуждаясь ее не столько по рассудку, сколько по какому-то
темному чувству, чтобы она не сбила с толку" и т. д. (напутное слово к
Словарю). Этот разлад Д. с грамматикой не мог не сказаться на его
Словаре, расположенном по этимологической системе "гнезд", разумной в
основе, но оказавшейся не по силам Д. Благодаря этому, у него дышло
(заимствованное из нем. Dеiснsеl) стоит в связи с дыхать, дышать,
простор - с простой и т. д. Тем не менее, Словарь Д. до сих пор является
единственным и драгоценным пособием для каждого занимающегося русск. яз.
Д. один из первых занимался также русской диалектологией и был
превосходным практическим знатоком русских говоров, умевшим по двум-трем
сказанным словам определить местожительство говорящего, но никогда не
мог воспользоваться этим знанием и дать научную характеристику знакомых
ему диалектических особенностей. Как писатель-беллетрист, Д. теперь
почти совсем забыт, хотя в свое время высоко ставился такими ценителями,
как Белинский, Тургенев и др. Многочисленные повести и рассказы его
страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого
чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок,
схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко,
живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и
прибауточность, Д. не пошел, и главная заслуга его и в этой области
заключается в широком пользовании этнографическим материалом. Своей
этнографической цены некоторые очерки Д. не утратили и до сих пор.
химик (1766 - 1844). По окончании курса в школе родного местечка в
Кумберленде, Д. с 13 лет отдался учительской деятельности, помогая в
свободное от уроков время отцу в полевых работах. В 1781 г. Д.
переселился в Кендаль, где его родственник содержал учебное заведение.
Склонность к физике и математике, которыми Д. усиленно занимался,
создали ему круг знакомств полезных и для его дальнейшего образования, а
также и для материального обеспечения. В 1793 г. Д. перешел на место
учителя математики и естеств. наук в манчестерский колледж. Работы по
физике и химии доставили вскоре Д. большую известность в Англии и на
континенте; но Д. не старался извлечь из своей научной славы никаких
материальных выгод или создать себе блестящее положение; с скромностью
истинного философа он продолжал вести свой прежний образ жизни частного
учителя. Физические работы Д. касаются: расширения газов от нагревания,
упругости газовых смесей, испарения жидкостей, поглощения газов
жидкостями. Все эти работы, требовавшие большого искусства ставить и
производить опыты, подготовили Д. к его дальнейшим работам с болотным и
маслородным газами, при изучении состава которых Д. впервые обратил
внимание на закон кратных отношений, господствующий в химич.
соединениях. Этот закон подтвердило и изучение состава углекислоты и
окиси углерода, окислов азота, т. е. соединений двух элементов, дающих
целый ряд разнообразных веществ, соединяясь друг с другом в различных
пропорциях. Для объяснения найденных им законов Д. выдвинул древнюю
атомистическую теорию, которая, развиваясь и опираясь на все более и
более накоплявшиеся благоприятные ей факты, вошла теперь во всеобщее
научное сознание. С признанием законов Д. твердо установилась и
численная сторона изучения химич. соединений и утвердился окончательно
точный язык химических формул, хотя обозначение различных химич.
соединений, предложенное Д., и не удержалось, уступив место более
удобным формулам Берцелиуса. Работы Д. публиковались в "Мемоirs оf тне
liтеrаrу аnd рнilоsорнiсаl Sосiету оf Маnснеsтеr" (с 1798 г.);
"Рнilоsорнiсаl Тrаnsастiоns, Мiсноlsоn's рнilоsорнiсаl Jоurnаl,
Тномsоn's Аnnаls оf Рнilоsорну" (1813 - 1820); "Рнilliр's Jоurnаl" (с
1820 г.). Кроме "Метеоrоlоgiсаl овsеrvатiоns аnd Еssауs" (1-е изд. 1793
г., 2-е изд. 1834 г.) и английской школьной грамматики, Д. написал "А
Nеw Sуsтем оf Снемiсаl Рнilоsорну", первый том которой вышел в 1808 г.;
здесь Д. развивал атомистическую теорию, начала которой были уже
изложены Томсоном, на основании работ Д., в его "Sуsтем оf Снемisтrу";
здесь же находится первая таблица атомных весов. Второй том появился в
1810 г. с атомными весами, более близкими к ныне принятым. Третий том
явился лишь в 1827 г. С 1817 г. Д. был избран в президенты
манчестерского литературного и философского общества, деятельнейшим
членом которого он был уже с 1794 г. В 1822 г. Д. выбрали в члены Rоу.
Sосаl. Парижская акад. наук также оказала Д. высокое научное отличие,
избрав его в свои иностранные сочлены; многие другие иностр. общества
старались украсить именем Д. списки своих членов. Работы и открытия Д.
снискали ему в отечестве всеобщую любовь и уважение, выразившиеся
материально в 1826 г. золотою медалью, выбитою в честь Д. и поднесенною
ему лондонским обществом, а в 1833 г. пенсией от короля. Наконец,
последовало признание ученых заслуг Д. и со стороны английских
университетов: оксфорд. унив. в 1831 г. и эдинбург. унив. в 1834 г.
поднесли ему дипломы на степень Dостоr оf lаws. Д. страдал оптическим
недостатком глаза, вследствие которого он не мог различать все цвета
спектра.
встречающийся в Африке и в смежных частях Азии; по размерам они не
превосходят кроликов. Первоначально (Паллас) Д. причисляли к грызунам,
которых они напоминают строением резцов, общим видом и образом жизни.
Кювье отнес их к копытным и по некоторым признакам в устройстве коренных
зубов сближал с носорогами. Теперь их выделяют обыкновенно в особый
отряд в классе млекопитающих, отряд плоскокопытных (Lамnungiа).
Происходя, вероятно, от общего предка с копытными, Д. сохранили в
некоторых отношениях весьма первичные черты строения, сближающие их с
грызунами и насекомоядными. По внешнему виду Д. похожи на сурков, или
байбаков. Толстое тело покрыто густою, мягкою шерстью, большая голова с
короткой мордой; уши короткие, закругленные; верхняя губа расщеплена;
хвост очень короткий, скрыт между волосами; слабые, сравнительно
короткие ноги опираются в землю всей стопой. Голая подошва покрыта
грубой, твердой кожей, разделенной глубокими бороздами на подушечки; с
помощью этих подушечек Д. могут производить безвоздушное пространство
между подошвой ноги и почвой, (единственный пример между высшими
позвоночными), так что подошва их служит как присоски и помогает
животному бегать по почти вертикальным откосам скал. На передних ногах
четыре, на задних три пальца, связанных между собой кожей до последних
суставов, прикрытых сверху плоскими ногтями; лишь внутренний палец
задних ног свободен, и несет кривой ноготь, похожий на коготь. В
позвоночном столбе замечательно большое число (29 - 31) позвонков
спинной и поясничной области, какое не встречается у других наземных
млекопитающих; крестцовых позвонков 5 - 7, хвостовых только 5 - 10.
Глазничные полости и височная ямка почти вполне отделены друг от друга.
Небольшая слезная кость дает наружу сильный предглазничный отросток
(рrосеssus аnтоrвiтаlis), как у слона и носорога. Межчелюстные кости
сильно развиты и на большом протяжении соединены с носовыми, но не
образуют, как у грызунов, отростков вверх для соединения с лобными
костями. Нижняя челюсть имеет чрезвычайно широкую восходящую ветвь с
закругленным углом. Ключиц нет. Локтевая и малоберцовая кость вполне
развиты и самостоятельны. Кисть сохранила весьма первичные отношения;
существует центральная косточка запястья (оs сеnтrаlе) и в обоих рядах
запястья кости сохранили рядовое расположение, а не чередуются друг с
другом, как у копытных. Сохранилась пястная кость первого пальца. Зубная
система представляет много особенностей. Первоначально в обеих челюстях
находится по четыре резца; но в верхней челюсти крайние резцы очень малы
и рано выпадают, а два средние, трехугольные в разрезе, очень велики,
загнуты почти полукругом, покрыты с передней стороны толстым слоем
эмали, растут в течение всей жизни и от стирания имеют заостренную
верхушку; все это - признаки, напоминающие грызунов. Четыре нижних резца
прямые, лежат в нижней челюсти почти горизонтально. Клыков нет; между
резцами и коренными остается промежуток. Коренных зубов с каждой стороны
в каждой челюсти находится по семи: четыре ложно-, три истинно-коренных.
Самый передний ложно коренной зуб простой, сжатый бугорчатый, остальные,
становящиеся спереди назад все крупнее, имеют приблизительно квадратную
форму и на жевательной поверхности несут два поперечных бугра,
соединенные гребнем (как у носорога). Желудок разделен на два отдела;
слепая кишка очень большая; желчного пузыря нет. Теsтiсuli лежат в
брюшной полости, недалеко позади почек. У самок шесть сосков.
Поясовидная плацента и образование отпадающей оболочки (dесiduа) при
развитии зародыша отличают Д. от копытных.
южной и зап. Африки, в Сирии, Палестине и Аравии. Нугах сарепsis, длиною
25 - 30 см., сверху бледно-серого или буроватого, снизу желтоватого
цвета, водится в Африке от Капской земли до Абиссинии; издает свистящие
звуки. Н. sуriасus, такой же величины, более светлой окраски и с
ворчащим голосом, встречается по берегам Красного моря и в Сирии; в
Ветхом Завете упоминается под именем "сафан". Моисеем его мясо было
запрещено в пищу иудеям; и в настоящее время в Абиссинии Д. не едят ни
христиане, ни магометане, тогда как бедуины Аравии и жители Капской
земли его употребляют в пищу. Д. водится исключительно в гористых
местностях, до 3000 метр. высоты; на ровной поверхности их движения
неуклюжи; но по скалам они бегают с величайшею ловкостью, держась на
голых, почти отвесных обрывах и прячась от опасности в щели и расселины
скал. Живут обществами; питаются травами и кореньями; могут долго
обходиться без воды. Самка приносит двух хорошо развитых детенышей. В
неволе Д. становятся ручными; привезенные в Европу выживают недолго. -
Замечательно, что существуют виды Д. (Н. или Dеndrонуrах аrвоrеus),
ничем не отличающиеся по строению, но ведущие совершенно отличный образ
жизни: они живут, именно, на деревьях, превосходно взлезая на прямые
стволы, и прячутся в дуплах. В старину смешанные с мочой испражнения
капского Д. употреблялись в медицине под именем Нуrасеuм.
турецкого вилайета Сирии, резиденция генерал-губернатора (вали), на
высоте 700 м., у подножия Антиливана, при р. Барада. Равнина, на которой
лежит Д. (Гхутах, 400 кв. км.), отличается роскошной растительностью.
Магомет, по преданию, назвал ее четвертым земным раем, а Юлиан называл
Д. глазом Востока. Д. имеет около 7 км. в окружности, обнесен стеною с 6
воротами, состоит из лабиринта узких, грязных и пыльных улиц, со
множеством бесхозяйных собак. Самая широкая, длинная и красивая улица -
Тарик-эль-мостаким, на которой указывают дом, где жил апостол Павел; она
ведет к воротам Павла, древней постройке из громадных камней, на которой
и теперь еще стоят дома, как во времена апостола, которого впустили в
город из такого дома. Дома снаружи имеют невзрачный вид, внутри же
нередко заключают убранные со вкусом комнаты, дворы, сады с бассейнами,
фонтаны. Водопроводы города превосходны. Вне городских стен - цитадель,
которую относят ко временам крестовых походов. Из предместий - Салахиех,
в 2 км. от города, служит летним местопребыванием богатых и европейцев.
Из 150000 жит. около трех четвертей - магометане: сирийцы, турки, арабы
и друзы. Главная мечеть, Джами Омайядов, была построена первоначально
имп. Гераклием, как храм в честь Иоанна Крестителя. Здесь хранится
экземпляр Корана халифа Османа. Из христиан больше всего православных
(две церкви, пять школ; Д. - местопребывание антиохийского патриарха).
Почти столько же греков униатов или мелхитов, которые имеют здесь
патриарха, 1 церковь и 2 школы; есть еще униаты-якобиты, несториане
(халдеи), армяне, марониты и копты. У христиан римско-католического
исповедания три монастыря. Американцы-пресвитерианцы поддерживают
миссию, со школой для слепых и еще двумя школами. Евреи (ок. 8000) имеют
10 синагог и живут, как и христиане, в особом квартале. Знаменитые
прежде магометанские заведения для подготовления ученых пришли в
совершенный упадок, а публичные библиотеки при медрессе находятся в
полном беспорядке. Приготовление знаменитых дамасских клинков
прекратилось с тех пор, как Тимур увез в Самарканд оружейных мастеров.
Со времени открытия Суэцкого канала торговля и благосостояние города
сильно понизились: прежнее торговое значение Д. обусловливалось
значительной транзитной торговлей с Месопотамией и Персией, которая
теперь избрала более дешевый и безопасный морской путь. Соответственно
этому и базары Д., хотя и сохранили прежний внешний вид, а частью даже,
благодаря Мидхату-паше, украсились, отличаются теперь бедностью.
Обрабатывающая промышленность сохранила еще значение; замечательны
шелковые ткани, затканные золотом и серебром, шерстяные,
хлопчатобумажные и полушелковые ткани, разнообразные кожаные изделия,
ювелирные, золотые, серебряные и медные работы и инкрустированная
перламутром мебель; последняя составляет характерное изделие Д.
Значительны также мыловарение и клееварение. Предметы вывоза: продукты
местной промышленности, хлопок, конопля, москотильные товары, зерновой
хлеб, мука, кожи, изюм, сушеные абрикосы и их косточки, маринованные
фрукты. Раз в месяц приходит торговый караван из Алеппо, раз в год
собирается караван в Мекку. Д. соединен шоссе с Бейрутом; он считается
самым священным городом мусульман после Мекки и Медины и называется
воротами Мекки, так как это единственный город на богомольческом пути.
Прекрасный климат и обилие воды способствуют садоводству на равнине
Гхутах. Знамениты с древности Д. слива, которая теперь распространена по
всей юж. Европе; Д. роза, со стволом до 3 м., служащая для добывания
розового масла, и Д. виноград.
приписывают Узу, правнуку Ноя; во времена Авраама он уже был
значительным городом, а при Давиде - резиденцией небольшого
самостоятельного государства. Д. занимал видное место среди областей
зап. Азии и вел постоянные войны с царствами Иудейским и Израильским,
которым часто должен был платить дань. Потерял свою самостоятельность в
VIII в., но и под владычеством ассирийцев, вавилонян, персов играл
важную роль своей торговлей. После битвы при Иссе Д., вместе с Сирией,
вошел в состав монархии Александра Македонского; позже им владели
Селевкиды. Во время войн Митридата с Помпеем им овладели римляне (64 до
Р. Х.), позволившие ему управляться собственными царями. В 633 г. по Р.
Хр. Д., после 2-мес. осады, взят халифом Омаром. Моавия сделал его
резиденцией халифов, которою он и оставался до 750 г. Затем Д. переходил
в руки разных династий; в IХ в. им владели Тулуниды, в Х - Фатимиды, в
ХI - Сельджуки. Во время крестовых походов Д. не мало пострадал. Его
осаждал в 1148 г. Людовик VII. В 1154 г. Д. взят Нуредином; по смерти
его перешел (1174) к Саладину, который здесь и умер, после чего Д.
разделял участь Алеппа и Египта. В 1401 г. он был разрушен и сожжен
Тимуром, но, вследствие своего важного значения для торговли Востока,
снова отстроен. Затем им владели мамелюки до 1516 г., когда он был
присоединен султаном Селимом I к Турецкой империи. В 1833 г. Мехмед-Али,
овладев Сuрией, подчинил себе временно и Д.; но европ. союзники султана
возвратили его, вместе с Сирией, Турции (1840). С 9 по 16 июля 1860 г.
Д. был свидетелем ужасной резни христиан друзами. Ср. Вrемеr,
"Мiттеlsуriеn und D." (1853); Роrтеr, "Fivе уеаrs in D." (2 изд. 1870);
Макinтоsн, "D. аnd iтs реорlе" (1882).