Доницетти


Доницетти (Gаетаnо Dоnizеттi) - выдающийся итальянский композитор
(1797 - 1848). Готовился сперва быть адвокатом, затем архитектором, но
скоро нашел настоящее свое призвание. Первые его оперы - "Еnriсо, соnте
di Воrgоgnа" и "Il Fаlеgnаме di Livоniа" (1819), - были хорошо приняты
венецианской публикой, но дальнейшему его успеху долго мешала слава
Россини и Беллини. Широкую известность он приобрел лишь в 1831 г., после
постановки в Милане оперы "Аnnа Воlеnа". В "Лучии" его талант выказался
с наибольшей силой. После смерти Беллини Д., не видя опасных
конкурентов, дал целый ряд опер (8), не отличавшихся серьезными
достоинствами. С 1840 г. Д. работал для Парижа. Хотя его "Дочь полка",
"Полиевкт" и "Фаворитка" не сразу завладели вниманием парижан, но успех
Д., по прошествии некоторого времени, был обеспечен, особенно благодаря
комич. опере "Dоn Раsсuаlе" (1843). Это образцовое произведение было
написано в 8 дней. Для Вены Д. написал в тоже время "Линду". Его
последние оперы - "Маriа di Rонаn", "Сатаrinа Соrnаrо" (1844)
смерти. В продолжение 26-ти летней композиторской деятельности Д.
написал 64 оперы, много кантат, месс, псалмов и пр. Способность к
быстрому сочинению была у Д. поразительная. Нормальному развитию его
дарования мешала постоянная спешная и срочная работа; несмотря на это,
он оставил нисколько опер, которые могут служить образцами итальянского
искусства в первой половине ХIХ ст.: "Лучия", "Лукреция", "Фаворитка",
"Любовный напиток", "Дон Пасквале". Главные достоинства опер Д. -
вдохновенные мелодии и драматическое чувство. Фактура большею частью
слабая, небрежная. Его лучшие оперы не имеют цельности: на ряду с
прекрасными местами встречаются весьма слабые. См. Filiрро Сiссоnеттi,
"Viта di D." (Рим, 1864) и Аlвоrgнеттi е Gаlli, "Dоnizеттi Мауr"
(Бергамо, 1875).