Даниил


Даниил - один из четырех "великих пророков" израильского народа. Еще
в молодости он уведен был в плен, при первом взятии Иерусалима
Навуходоносором (605 г. до Р. Хр.). Навуходоносор тогда же приказал
выбрать из иудеев знатнейших и способнейших юношей, с целью "научить их
книгам и языку халдейскому", чтобы приготовить из них впоследствии
преданных слуг престола в Вавилоне. В числе их оказался и Д., которому
при этом, сообразно с вавилонским обычаем, дано было другое имя -
Валтасар (по вавил. Балатшузур - "охраняй его жизнь"). При главных
вавилонских храмах состояли тогда целые массы мудрецов или волхвов,
которые постоянно, с особых обсерваторий или вершин пирамидальных
храмов, производили свои наблюдения и давали отчет царю о том, что
именно совершится в природе, политике или частной жизни. "Мудрость" этих
ученых халдеев была славой и гордостью Вавилона. Такую-то мудрость и
должен был изучать Д. Успехи его были блистательны, так что, по словам
библейского историка, он "в десять раз стал выше всех тайноведцев и
волхвов, какие были во всем Вавилонском царстве". Подобно Иосифу, Д.
особенно выдвинулся при дворе тем, что оказался в состоянии объяснить
страшный сон Навуходоносора. За это он сделан был главою вавилонских
мудрецов, и кроме того, играл первостепенную политическую роль как во
все царствование Навуходоносора, так и при его преемниках. При последнем
вавилонском царе, своем соименнике Валтасаре, он, по-видимому, впал в
немилость, но опять был приближен и удостоен высоких почестей за то, что
объяснил испуганному царю роковую надпись на стене, и был сделан одним
из трех главных сатрапов государства. После падения Вавилона он
пользовался милостями и вниманием заместителя Кира в Вавилоне, Дария
Мидянина, который сделал его одним из своих ближайших соправителей. Это
возбудило зависть в туземных князьях, которые добились даже того, что
Д., за неисполнение придуманного ими царского указа, был брошен в ров, в
котором содержались львы. Чудесно спасенный от смерти, Д. провел
остальные годы своей жизни в пророческом созерцании будущих судеб своего
народа. Его любимой идеей была идея Мессии, как избавителя своего
народа, и время пришествия его он вычислял на основании так назыв.
седмин. В течение этих седмин (707=490 лет) должно было состояться
освобождение народа иудейского из плена, восстановление Иерусалима и
храма и искупление мира "смертью Христа Владыки". Первое из этих событий
совершилось еще при жизни Д.; престарелый пророк скончался в самый год
освободительного указа, данного Киром (536 г. до Р. Х.). Под именем Д. в
Библии имеется большая книга ("Книга пророка Даниила"). Эта книга
занимает довольно исключительное положение в Библии. Написанная отчасти
на еврейском и отчасти на халдейском (вернее - иудейско-арамейском
языке), она, несмотря на свой пророчественный характер, стоит в
еврейской Библии не среди других великих пророков, а в числе так назыв.
агиографов, в третьем отделе канона. Как поэтому, так и на основании
некоторых других соображений внутреннего свойства, новейшая
рационалистическая критика делала неоднократно нападения на ее
подлинность и подвергала сомнению достоверность сообщаемых в ней
исторических сведений. Но эти нападения в большей своей части уже нашли
достаточное опровержение в новейших данных ассириологии, которая, с
каждым новым открытием, все более проливает света на страницы этой
замечательной книги. Она состоит из трех частей. В первой рассказывается
жизнь и судьба самого Д. при вавилонском дворе; во второй излагаются
бывшие ему видения и высказанные им пророчества, а в третьей передаются
неканонические истории - о Сусанне, о жрецах Вила или Бела и др. Эти
истории Филарет московский назвал в своей Библ. истории "сомнительными
происшествиями"; новейшая ассириология представила, однако, много
данных, подтверждающих общий характер этих рассказов.
родоначальник кн. московских (1261 - 1303); получил в удел Москву не
позднее 1283 г. В 1283 г. с братом Андреем он действовал против старшего
брата, вел. кн. Димитрия. Когда великокняжеский стол занял Андрей, Д.
действовал против него в союзе с племянником Иваном, кн. переяславским,
и дядей Михаилом тверским (1296). В 1301 г. Д. ходил к Переяславлю и
здесь в битве "некакою хитростью" взял в плен кн. рязанского Константина
Романовича. В 1302 г. умер Иван Димитриевич переяславский, отказавший
отчину свою, за неимением детей, дяде, Д. Андрей, давно уже "посягавший"
на Переяславль, отправил в последний своих бояр и тиунов; но Д. выгнал
их оттуда и посадил там своих наместников. В следующем году, 4 марта, он
скончался. Церковь причла его к лику святых. Мощи его обретены 1652 г.
августа 30 и, по повелению царя Алексея Михайловича, перенесены в
основанный им Данилов м-рь. Ср. "Полн. собр. росс. лет." (I, 208, 209;
III, 64; IV, 45, 46; V, 200, 202, 204; VII, 176, 181, 183, 220, 230);
Филарет, "Жития р. св." 4 марта и 30 авг.