Драгоценные


Драгоценные камни в природных кристаллах представляют значительные
несовершенства: плоскости бывают матовые, разъеденные, загрязненные
посторонними веществами. Самое расположение плоскостей далеко от того,
чтобы вызвать наилучшую игру цветов, блеск и проч. Чтобы придать Д.
камням новые формы, с блестящими гладкими плоскостями, их подвергают
целому ряду различных работ - раскалыванию, распиливанию, закруглению,
образованию новых плоскостей (фасеток) и, наконец, полировке. Различают
два рода шлифовки: при одном драгоценному камню придают форму
многогранника, с совершенно ровными плоскостями; при другом - сферы.
Самая простая форма многогранника, в виде которой известны Д. камни в
древности, двойная четырехгранная пирамида (октаэдр). При этом здесь
различают верхнюю часть, называемую павильоном или кроною, и нижнюю -
кулассу. Ребра, в которых пересекаются грани павильона и кулассы,
называются рундистами. Эта форма представляет прототип современных
бриллиантов, которые можно представить себе как октаэдр, с усеченными
вершинами, причем павильон и куласса ограничены большим числом
плоскостей. Верхняя плоскость павильона называется таблицею, нижняя
кулассы - калеттою. Плоскости, притупляющие рундисты, называются
поперечными фасетками. Смотря по величине и красоте сырого материала, на
последнем отшлифовывают различное число граней, расположенных в
известном порядке. Самый простой бриллиант имеет небольшое число граней
только на верхней своей части. У двойного бриллианта павильон состоит из
двух рядов треугольных площадок (числом 16). Форму двойного бриллианта
дают обыкновенно небольшим камням от 1/16 до 1/8 карата), или же имеющие
некоторые недостатки. Самую совершенную форму огранения, вызывающую
наиболее сильный и красивый световой эффект, представляет тройной
бриллиант.
ряда; верхний и нижний ряд составляют треугольные плоскости, а средний -
четырехугольные. Нижняя часть (куласса) огранена большей частью 24-мя
плоскостями расположенными в два ряда; иногда и куласса имеет три ряда
граней.
звездообразно, таблице, имеющей весьма малые размеры, придают форму
правильного шестиугольника или восьмиугольника. Этот способ шлифовки
введен впервые Саirе'ом и требует значительной высоты павильона и
кулассы. Он представляет значительные преимущества пред описанным ранее
как в смысле достижения наилучшего эффекта, так и значительного
уменьшения потери материала (с 45% при прежней шлифовке на 83%),
потребует особенной тщательности и искусства. При правильном огранении
можно приблизительно определить вес бриллианта, не подвергая его
взвешиванию, но измеряя величину поперечного разреза. Форму бриллиантов
придают вообще прозрачным в бесцветным Д. камням: циркону, фенакиту,
топазу и даже горному хрусталю и подделкам из страза. Вторая форма
огранки Д. камней - роза - представляет в верхней части шаровой сегмент,
покрытый в несколько рядов, большей частью треугольными, а иногда в
четырехугольными площадками; снизу же находится одна плоская грань.
какой Д. камень встречается в природе, а также и от характера спайности.
Рубины и сапфиры вышлифовываются обыкновенно в виде таблиц, сверху и
снизу ограниченных широкими плоскостями. На верхней стороне имеется 8,
12, 16 произвольных, но симметрически расположенных граней; нижняя часть
с 4 - 6 площадками или же представляет одну закругленную плоскость.
Когда цветной камень имеет более или менее значительную толщину, тогда
многочисленным граням нижней части дают ступенчатое расположение, причем
углы между плоскостями делаются тупее и тупее (от рундистов к калетте и
таблице). В поперечном сечении камень получает овальную, 4, 8,
12-угольную форму. Грани в верхней части располагаются в два, а в нижней
- в четыре ряда, редко больше. Особенно красным и светлым цветным камеям
придают огранку смешанного характера, - одной части (верхней)
бриллиантовую, а другой (нижней) лестничную.

dеr Еdеlsтеinкаndе" (1860); Емаnuеl, "Diамаnds аnd рrесiоus sтоnеs"
(1867); Sснrаuт, "Наndвuсн dеr Еdеlsтеinкundе" (1869); Кing, "Nатurаl
нisтоrу оf рrесiоus sтоnеs аnd метаls" (1870); Jаnnетаz ет Fоnтеnау,
"Diамаnт ет рiеrrеs рrесiеnsеs" (1880); Grотн, "Grundriss dеr
Еdеislекiкnudе" (1887); Dоеlтеr, "Еdеlsтеinкundе" (1893); Пыляев "Д.
камни" (1888).