Драгуны


Драгуны - название, присвоенное коннице, способной действовать и в
пешем строю. В прежние времена под этим же названием понималась пехота,
посаженная на лошадей. Слово Д. впервые является в истории в ХVI в.:
маршал Бриссак, во время оккупации Пьемонта (1500-60), посадил на коней
отборных, смелых пехотинцев, дал этому отряду название Д. и употреблял
его для быстрых набегов. Сражались, однако, эти Д. пешком. Первый
полководец, давший Д. их современное значение, был Густав-Адольф.
Драгунские полки, правильно организованные, прежде всего явились во
Франции, при Людовике ХIV (1668). В настоящее время в Германии, Австрии,
Франции и Англии около 1/3 всей конницы состоит из Д., в Италии же их
вовсе нет. В нашей армии слово Д. впервые появляется при Михаиле
Федоровиче, когда, в 1631 г., из навербованных иностранцев сформирован
был 1-й драгунский полк, в 1632 г. находившийся в войске Шеина под
Смоленском. Затем Д. стали пополняться русскими охочими людьми и
новокрещенными из татар. К концу царствования Алексея Михайловича Д.
было уже более 11 тыс. Тогдашние Д. были вооружены мушкетами, шпагами,
бердышами и короткими пиками. При Петре Великом число драгунских полков
дошло до 33. При нем же учреждены в столицах и в некоторых больших
городах команды полицейских Д., просуществовавшие до 1811 г. В 1825 г.
было только 18 драгунских полков. Император Николай в 1833. г.
сформировал 2-й резервный кавалерийский корпус, полки которого состояли
из 8 драгунских и 2 пикинерных эскадронов. В 1856 г. этот корпус был
расформирован и драгунские полки распределены по кавалерийским дивизиям.
В 1882 г. все армейские уланские и гусарские полки переименованы в
драгунские, которых теперь в нашей армии 50, считая в этом числе и 2
гвардейских. Дракон, как мифическое существо, божественного или
титанического характера, был создан фантазией народов, обитавших в
тропических и субтропических странах, откуда это представление, различно
видоизменяясь, перешло и к народам умеренного пояса Европы и Азии.
Реальной основой для создания типа Д. послужили, повидимому, некоторые
формы гадов, как, напр., крокодил, гавиал, Нisтiurus амвоinеnsis и Аgама
vеrsiсоlоr (с гребнями вдоль спины), может быть и Drасо vоlаns, отчасти
также тигр и др. классические представления о Д. были занесены, как
думают, из Египта и создались из смешения представлений о нильском
крокодиле и о большом змее. Наибольшую область верований в Д.
представляет юго-восточная и восточная Азия - Малайский архипелаг,
Китай, Япония, где основой этого образа послужил, как можно думать, один
из видов крокодила, по Шлегелю - теперь уже вымерший. Это - гад,
покрытый чешуей, с острыми зубами и когтями и с одним или двумя рогами.
Д. Вост. Азии есть благодетельное божественное существо: он производит
дождь, вызывает плодородие почвы и в дальнейшем развитии является
символом власти. Д. пользуется большим почитанием у даяков о-ва Борнео,
в Китае и Японии; у китайцев он без крыльев, у японцев - с крыльями. Д.
европейских натуралистов ХVI - ХVII вв. возник под влиянием нахождения
крупных ископаемых костей в пещерах и т. д., а отчасти и сказаний,
занесенных с Востока. В христианскую эпоху типом Д. часто пользовались
для придания реальной формы образу злого духа.