Драма


Драма (греч. drама) - "действие" совершающееся (астiо, а не
совершившееся уже - астuм), поскольку оно, развиваясь при взаимодействии
характера и внешнего положения действующих лиц, как бы проходит перед
глазами зрителя; в эстетике - поэтический род, подражающий подобному
действию. Действие обусловливается известной переменой в известный
промежуток времени; первой в Д. соответствует перипетия (перемена
судьбы, радостная в комедии, печальная в трагедии), второй
(неопределенного протяжения: во франц. клиссическ. Д. - немного часов, у
Шекспира - многие годы) считается в Д. от начала до конца изображаемого
действия. На первой основывается эстетически необходимое единство
действия, слагающегося из моментов, не только по времени
(хронологически) следующих друг после друга, но и обусловливающих друг
друга, как причины и следствия; лишь в последнем случае получается в
зрителе полная иллюзия совершающегося на его глазах действия. Единству
действия, важнейшему из эстетических требований в Д., не противоречит
введенные в нее эпизоды (напр., история Макса и Теклы в "Валленштейне"
Шиллера) или даже параллельное действие, как бы другая вставная Д., в
которой должно быть соблюдено свое единство (напр., у Шекспира Д. в доме
Глостера рядом с Д. в доме Лира). Д. с одним действием называется
простой, с двумя и многими действиями - сложной. К первым принадлежат
большей частью античные и "классические" французские, к последним -
большинство испанских (особенно в комедии, где действие лакеев копирует
господ) и английские, особенно у Шекспира. На недоразумения (именно на
неверно понятой "Поэтике" Аристотеля) основано требование так наз.
"единства времени и места" в Д., т. е. 1) чтобы действительная
продолжительность действия не превышала продолжительности его
воспроизведения на сцене или, во всяком случае, была бы не больше суток;
2) чтобы действие, изображаемое на сцене, происходило все время на том
же месте. Д. в роде шекспировского "Макбета" (время = 18 годам) или
"Короля Лира" (сцены то в Англии, то во Франции) считались, по этой
теории, недозволенными, так как зритель их мысленно должен был
переноситься через значительные промежутки времени и громадные
пространства. Успех подобных Д. достаточно доказал, однако, что
воображение и в таких случаях легко поддается иллюзии, если только
выдержана психологическая мотивировка в поступках действующих лиц, их
характере и внешних условиях. Последние два фактора могут считаться
главными рычагами совершающегося действия; в них те причины, которые
дают зрителю возможность строить предположения об ожидающейся развязке,
поддерживают драматический интерес в нем; они же, заставляя действующее
лицо поступать и говорить так, а не иначе, составляют драматическую
судьбу "героя". Если уничтожить причинную связь (в отдельных моментах
действия, интерес заменится простым любопытством, а место судьбы займет
прихоть и произвол. И то, и другое одинаково недраматично, хотя еще
может быть допущено в комедии, содержание которой, по Аристотелю, должно
представлять "безобидную несообразность". Трагедия, в которой уничтожена
причинная связь между поступком и судьбою, скорее возмущает, чем трогает
зрителя, как изображение беспричинной и бессмысленной жестокости;
таковы, напр., в немецкой драматической литературе так наз. трагедии
рока (Sснiскsаlsтrаgоdiеn Мюлльнера, Вернера и др.). Так как действие
идет от причин к последствиям (прогрессивно), то в начале Д. излагаются
первые, поскольку они даны в характерах действующих лиц и в положении их
(изложение, ехроsiтiо); окончательные последствия (развязка)
сосредоточены в конце Д. (катастрофа). Средний момент, когда происходит
перемена к лучшему или худшему, называется перипетиею. Эти три части,
необходимые в каждой Д., могут быть обозначены в виде особых отделов
(акты или действия) или стоять рядом, нераздельно (однократные Д.).
Между ними, при расширении действия, вводятся еще дальнейшие акты
(обыкновенно нечетное число, чаще всего 5; в индийских Д. больше, в
китайских до 21). Действие осложняется элементами замедляющими и
ускоряющими его. Для получения полной иллюзии действие должно быть
воспроизведено конкретно (в театральном представлении), причем от автора
зависит подчиниться тем или другим требованиям современного ему
театрального дела, или нет. Когда в Д. изображаются особые культурные
условия - как, напр., в Д. исторической - необходимо возможно точное
воспроизведение обстановки, одежды и т. п.
первом случае немецкие теоретики различают Д. характеров и Д. положения,
смотря по тому, чем объясняются речи и поступки героев: внутренними ли
условиями (характером) или внешними (случаем, роком). К первой категории
принадлежит так наз. современная Д. (Шекспира или подражателей его), ко
второй - так наз. античная (древних драматургов и подражателей их,
французских "классиков", Шиллера в "Мессинской невесте" и т. д.). По
числу участников различают монодрамы, дуодрамы и полидрамы. При
распределении по сюжету имеется в виду: 1) характер сюжета, 2) его
происхождение. По Аристотелю, характер сюжета может быть серьезный (в
трагедии) - тогда в зрителях должно возбуждаться сострадание (к герою
Д.) и боязнь (за себя: nil нuмаni а nовis аliеnuм!), - или же безвредный
для героя и смешной для зрителя (в комедии). В обоих случаях происходит
перемена к худшему: в первом случае вредная (смерть или тяжкое несчастье
главного лица), во втором - безвредная (напр., корыстолюбец не получает
ожидаемой прибыли, хвастун терпит посрамление и т. п.). Если
изображается переход от несчастья к счастью, мы, в случае истинной
пользы для героя, имеем Д. в тесном смысле этого слова: если же счастье
лишь призрачное (напр., основание воздушного царства в "Птицах"
Аристофана), то получается шутка (фарс). По происхождению (источникам)
содержания (фабулы) можно различать следующие группы: 1) Д. с
содержанием из фантастического мира (поэтическая или сказочная Д.,
волшебные пьесы); 2) Д. с религиозным сюжетом (мифическая, духовная Д.,
мистерия); 3) Д. с сюжетом из действительной жизни (реалистическая,
светская, бытовая пьеса), причем может изображаться историческое прошлое
или современность. Д., изображающие судьбу отдельного лица, называются
биографическими, изображающие типы - жанровыми; и те и другие могут быть
историческими или современными.