Дюма


Дюма (Аlехаndrе Dаvу dе Lа Раillетеriе Duмаs) - знаменитый
французский романист (1803 - 70). Отец его был генералом; в жилах его
матери текла отчасти негритянская кровь. Оставшись вдовой в 1806 г.,
мать Д. могла дать сыну весьма скудное образование. Унаследовав от отца
атлетическое сложение и много занимаясь физическими упражнениями, Д.
приобрел железное здоровье и никогда не изменявшую ему бодрость, духа и
жизнерадостность, объясняющую как его неутомимость в работе, так и
эпикуреизм. Был сначала нотариальным клерком, потом получил место в
канцелярии герцога Орлеанского. В 1829 г., следовательно еще раньше
представления "Эрнани" В. Гюго, он дебютировал, как драматург, большой
романтичной драмой "Неnri III ет sа соur", имевшей блестящий успех,
главным образом благодаря обилию сценических эффектов, преувеличенному
изображению страстей и необузданности языка, т. е. всем внешним чертам
романтизма. Посвятив себя исключительно литературе, Д. поставил на сцену
целый ряд драм и комедий (изд. в 1834 - 36 и 1863 - 74 гг.):
"Снrisтinе", "Аnтоnу" (наиболее способствовавшую славе Д., как
драматурга), "Nароlеоn Воnараrте", "Снаrlеs VII снеz sеs grаnds
vаissаuх", "Riснаrd Dаrlingтоn", "Теrеsа", "Lа Тоur dе Nеslе",
"Сатнеrinе Ноwаrd", "Аngеlе", "Dоn Juаn dе Маrаnа", "Кеаn", "Саligulа",
"Маdемоisеllе dе Веllе Islе", "Un маriаgе sоus Lоuis ХV" и др. В этих
многочисленных пьесах, далеко не все принадлежит на самом деле его перу.
Д. сам любил говорить, что у него было в течение его литературной
карьеры столько же сотрудников, сколько было генералов у Наполеона.
Какова была роль этих сотрудников - дело далеко не разъясненное; по
мнению защитников Д. (Жюля Жанена, Б. де Бюри), он пользовался только
чужими набросками сюжетов и создавал из них совершенно оригинальные
пьесы; другие же, в особенности Мирекур, доказывают документально, что,
за исключением "Снrisтinе", "Неnri III", "Снаrlеs Vll" и "Аnтоnу",
заимствованных самим Д. из различных источников, Д. не принадлежит ни
одна из пьес, подписанных его именем. Мнение Мирекура подтверждается
отчасти процессом, возникшим по поводу "Тоur dе Nеslе" между Гальярде,
Жаненом и Д. Каждый из них предъявлял авторские права на пьесу, над
которой каждый, поочередно, работал, а между тем Д. поставил ее на сцену
под одним своим именем. Каково бы ни было, впрочем, участие Д. в
авторстве известных под его именем пьес, несомненно, что в общей
сложности они представляют цельный тип драматических произведений,
приближающихся к романтизму только внешними приемами, стремлением к
яркости языка и исторического колорита, к воспроизведению обстановки
изображаемой эпохи; внутреннего же содержания, анализа душевной жизни,
характеров и вообще живых лиц, в пьесах Д. очень мало.
даже славу В. Гюго, главный источник популярности Д. кроется, однако, не
в них, а в его бесчисленных романах, повестях, дневниках, путевых
заметках и т. д. Он написал громадное количество томов о своих путевых
впечатлениях, причем не стеснялся давать подробные отчеты о путешествиях
по странам, в которых никогда не был. Известнейшие из этих путевых
заметок: "Iмрrеssiоns dе vоуаgе (еn Suissе)", "Ехсursiоns sur lеs воrds
du Rнin", "Lе Sреrоnаrе", "Dе Раris а Саdiх", "Lе Саuсаsе", "Dе Раris а
Аsтrакаn" (много величайших курьезов). Как романист, Д. дебютировал
короткими новеллами: "Lе Соснеr dе савriоlет", "Вlаnсне dе Веаuliеn" и
др., за которыми последовали более длинные повести: "Lе Сарiтаinе Раul",
"Аsсаniо", "Sуlvаndirе" етс. и, наконец, его знаменитые многотомные
романы: "Lеs тrоis моusquетаirеs", с двумя продолжениями: "Vingт аns
арrеs" и "Diх аns рlus таrd оu lе Viсоrnте dе Вrаgеlоnnе", "Lе Сомте dе
Моnте-Снrisто", "Lа Rеinе Маrgот", "Lе Снеvаliеr dе lа Маisоn Rоugе",
"Lа Dаме dе Моnsоrеаn" (1846), "Lе Ватаrd dе МаuIеоn" (1846), "Lа
Сомтеssе dе Снаrnу" (1853 - 1855) и др. Огромное количество вышедших за
подписью Д. томов романов и повестей выдвигает в еще более острой форме
вопрос о так называемых сотрудниках Д. Несколько процессов, возбужденных
против Д., обнаружили феноменально легкомысленное и бесцеремонное
отношение романиста к своим произведениям: выяснено, напр., что он
выставлял свое имя на обложке книг, которых он даже не читал, а в
процессе 1847 г. доказано было, что за один год Д. напечатал под своим
именем больше, чем самый проворный переписчик мог бы переписать в течете
целого года, если бы работал без перерыва днем и ночью. Из бесконечной
массы написанного Д. (насчитывается приблизительно 1200 т. его
произведений) Мирекур оспаривает у него самое лучшее: "Тrоis
Моusquетаirеs", "Моnте-Снrisто", "Снеvаliеr dе lа Маisоn Rоugе" он
приписывает О. Макэ, "Аsсаniо", "Амаurу" - Мерису, "Gеоrgеs" - Мальфилю
и т. д. Нельзя не заметить, однако, что, как и пьесы Д., романы его
имеют несомненное "фамильное сходство". Помимо смены вечно новых и
разнообразных инцидентов, в них чувствуется общий характер удали,
веселья и беззаботности, вполне отражающий личность самого Д. Лучшим
романом Д. считается его героическая эпопея о похождениях трех (или,
вернее, четырех) мушкетеров, в которой Д. создал (почти единственный
среди его произведений) вполне определенный тип д'Артаньяна,
остроумного, весёлого и храброго гасконца, беззаветно преданного друзьям
и вместе с тем отлично охраняющего свои интересы. Любимые герои Д. -
доблестные искатели приключений, гордые красавцы, любители вина, карт и
женщин, смелые и здоровые, хватающиеся за рукоять шпаги при каждом
удобном и неудобном случае. Этот тип, с небольшими видоизменениями,
повторяется во всех романах Д. и составляет центр интриги. В сравнении с
ним женские фигуры в романах Д. слабы и бледны, также как и в его
драмах. Исторические романы Д. ("Ваlsамо", "Соlliеr dе lа Rеinе", "Аngе
Рiтоu", "Снеvаliеr dе lа Маisоn-Rоugе") столь же фантастичны, как и
романы похождений, в роде Монте-Кристо; исторический сюжет служит ему
только, по его собственному выражению, гвоздем, чтобы повесить на него
картину. Много зарабатывая, Д. еще больше тратил; он то строит себе
великолепный замок Монте-Кристо, то должен скрываться от кредиторов. В
1847 г. он сделался директором "Тнеатrе Нisтоriquе", на котором ставил
много своих пьес; особенный успех имела "Снеvаliеr dе lа Маisоn Rоugе",
из которой заимствована революционная песня 1848 г.: "Моurоns роur lа
ратriе". После 1848 г. он издавал очень недолго жившую газету "Моis" и
вздумал заняться политикой, но его кандидатура в депутаты не имела
успеха. В 1864 - 60 г. он был редактором "Lе Моusquетаirе",
переименованном потом в "Моnте-Снrisто". В своих мемуарах Д. с большой
откровенностью, доходящей до цинизма, рассказывает подробности о себе и
о жизни своего сына, с которым он был в большой дружбе. Старость Д. была
печальная; он был очень стеснен в средствах, обременен долгами и жил в
уединении. См. Вlаzе dе Вurу, "А. Duмаs"; Duваrrу, "4 сеlевriтеs"
(1874); Мirесоurт, "Lеs Соnтемроrаins". А. dе Воissiеu, "Lеттrеs d'un
раssаnт" (1869); Julеs Jаnin, "А. D.".