Деизм


Деизм - термин весьма неопределенный. Обыкновенно противуполагается
теизму и обозначает, по определению Канта, убеждение в существовании
первопричины, имманентной миру и определяющей собою мировой порядок
(моrаlisсне Wеlтоrdnung Фихте старшего). Теизм, напротив, обозначает
веру в личного Бога и в существование Промысла. Хотя Д., по-видимому,
явление религиозной жизни, но в действительности это скорее течение
мысли, относящееся к общей истории культуры. С точки зрения философской
Д. представляет собой момент в истории развития представлений о
Божестве. Политеизм уступает место монотеизму еще в Греции, благодаря
Ксенофану и его последователям. Он же старается устранить и
антропоморфные представления из понятия Божества; но в идее личного
Бога, творца и руководителя мира, все же остается антропоморфный
элемент, ибо личность немыслима без сознания, сознание же есть атрибут
человека. В устранении этого элемента состоит философский мотив Д. С
другой стороны, причину деистического направления следует искать в общих
условиях умственного состояния ХVII века. Научные открытия должны были
повлиять на религиозные представления и вызвать критику основ религии -
откровения и догматов, принимаемых христианской церковью. По этой
причине нельзя согласиться с определением Д., данным Боссюэ: "un
атнеisме dеguisе". Деистическое движение было естественным и необходимым
результатом общего положения знания в ХVII в.; это было движение
рационалистическое, с его хорошими и дурными сторонами; к первым следует
отнести защиту свободы совести, борьбу с суевериями и указание на
нравственный момент, как на наиболее существенный во всякой религии; ко
вторым - то непонимание исторических явлений, которым страдало
деистическое направление. Принципом и критерием деистов был разум, в
форме так называемого "здравого смысла", общего всем людям: отсюда их
псевдо-универсализм, отсутствие исторической точки зрения, борьба против
всего, что превышает понимание здравого смысла. Оттого и результаты
деистического движения были отрицательные: деисты не создали системы и
представляют собой лишь направление мысли, к которому примыкали
мыслители весьма различных убеждений, как Гоббс и Шефтсбери, Гольбах и
Руссо. Несостоятельность основного принципа деистов была причиною того,
что историческая школа, с одной стороны, и спекулятивная философия ХIХ
в., с другой, окончательно устранили деистов. Осталась лишь одна из
излюбленных мыслей деистов
том, что сущность религии состоит в нравственности. Это учение вошло,
благодаря Канту и Фихте, в общее сознание.