Делакруа


Делакруа (Фердинанд-Виктор-Эжен Dеlасrоiх) - знаменитый франц.
живописец, род. в Шарантоне-Сен-Морисе (Сенск. деп.) 26 апр. 1798 г.;
ум. в Париже, 13 авг. 1863 г. В детстве он нисколько не выказывал
артистических способностей и начал заниматься живописью лишь 17 лет от
роду, по окончании курса в лицее Людовика Великого. Несмотря на то, что
его наставником был последователь Давида, Герен, он не примкнул к
псевдоклассическому направлению давидовской школы, но с первых же шагов
своих на художественном поприще явился решительным противником этого
направления, передовым и смелым сторонником нарождавшегося романтизма, и
вскоре стал во главе его представителей. Его творчество было направлено
к воспроизведению мгновенных и скоропреходящих явлений жизни и природы,
изображению необычайного, лирически-трогательного, потрясающего, нередко
даже ужасного. Для достижения этой цели, Д. смело пользовался всеми
средствами колорита, который дался ему как немногим, и пренебрегал
правильностью и благородством рисунка, заботясь, главным образом, об его
экспрессивности. Новаторское стремление он ясно выразил еще в своей
первой значительной картине: "Данте и Виргилий переезжают на ладье по
адскому озеру" (из I ч. Божеств. Комедии), выставленной им в салоне 1822
г. вопреки желанию Герена и встреченной со стороны одних восторженными
похвалами, со стороны других - жестокими порицаниями. Еще более бурные
споры возбудили "Хиоские убийства" - второе произведение Д., с которым
он явился пред публикою в 1824 г. Однако, в дальнейшей своей
деятельности, он мало-помалу завоевал себе симпатию большинства
художественных критиков и громкую известность в публике. Содержание его
картинам доставляли крайне разнообразные источники: библейские и
евангельские рассказы, мифология, древняя, средневековая и новейшая
история, народный быт и природа Алжирии, Марокко и Испании, посещенных
им в 1831 г., творения Данте, Шекспира, Гете и Байрона; он брался также
за изображение сражений, охотничьих сцен, животных и даже картин
неодушевленной природы (nатurе моrте). В ряду его многочисленных картин,
следовавших за вышеупомянутыми двумя (обе ныне в луврской галерее),
считаются главными: "Казнь дожа Марино-Фальеро" (1827), "Христос в
Гефсиманском саду" (1827, в париж. церкви св. Павла), "Греция на
развалинах Миссолонги" (1827, в бордосском музее), "Свобода на
баррикадах" (1830), "Убийство люттихского епископа" (1831), "Медея пред
убийством своих детей" (1838, в лильском музее), "Религиозные фанатики в
Танхере" (1838), "Алжирские женщины у себя, дома", "Еврейская свадьба в
Марокко" (1841, наход. в Лувре), "Маргарита в церкви" (1846),
"Расставанье Ромео с Джульеттой" (1846), "Распятие" (1847), "Снятие со
креста" (1848), "Смерть Валентина" (1848), "Крушение ДонЖуана", "После
мучения св. Севатиана" (1853) и нек. др. Недостаточное знание рисунка и
небрежное отношение к нему гораздо заметнее в монументальных работах Д.,
чем в его обыкновенных картинах, несмотря на все изящество и роскошь его
колорита. Из таких работ можно указать на стенную живопись в тронной
зале Бурбонского дворца, в библиотеке Люксанбургского дворца, плафон в
Аполлоновой галерее Лувра и роспись одной из капелл в ц. св. Сульпиция,
в Париже. Д. славился не только как первоклассный, высокоталантливый
живописец, но также и как отличный гравер, литограф и рисовальщик
иллюстраций. Им исполнены 23 гравюры крепкой водкой и акватинтой и 107
литографий, изображающих портреты различных лиц, костюмы, животных,
сцены из "Гёца фон-Берлихингена", "Фауста" и "Гамлета", карикатуры, и
сделано 17 рисунков для политипажей. Подвергаясь яростным нападкам
приверженцев старой школы, он был принужден вступать в полемику с ними и
вооружаться пером на защиту своих эстетических воззрений. Его журнальные
статьи и письма прекрасно обрисовывают личность автора и содержат в себе
любопытные данные для оценки современного ему движения во французском
искусстве. Ср. Еrn. Снеsnеаu, "Еugеnе Dеlасrоiх" (П. 1861); Рirоn, "Еug.
Dеlасrоiх, sа viе ет sеs оеuvrеs" (П. 1865); Н. Dеlавоrdе, "Еlоgе d'Е.
Dеlасrоiх" (П. 1876); Н. Guет, "Dеlасrоiх" (П. 1885) и несколько др.
биографий.