Диалектика


Диалектика (от греч. diаlеgеsJаi) - искусство вести беседу.
Аристотель считает Зенона, философа элейской школы, родоначальником Д.
Диалектика Зенона состоит в опровержении, основанном на законе
противоречия, положений, выставленных представителями других философских
школ. Характер термина Д. получает лишь у Платона, хотя по существу
учение Сократа о правильном образовании поняли и учение мегарских
философов тожественно с платоновским. У софистов Д. выродилась в
эристику. У Платона Д. означает, во-первых, методически веденный
разговор, исследующий какой-либо вопрос; во-вторых, учение об идеях
(соответствует логике и теории дознания). Учение об идеях назвал Д.
Спевсипп, ученик Платона; он же разделил систему Платона на 3 части: Д.,
физику, этику. Аристотель под словом Д. разумеет искусство нахождения
оснований для доказательства своей мысли или опровержения противника;
таким образом Д. является прикладною логикой. После Аристотеля Д.
смешивают весьма часто с логикой. В новой философии к термину Д.
вернулся Кант. Трансцендентальной Д. у него называется вторая часть
трансцендентальной логики - отдел "Критики чистого разума".
Трансцендентальная Д. имеет задачей раскрыто призрачности суждений,
возникающей в том случае, если чистые понятия рассудка мы относим не к
одним предметам опыта, и если из идей разума, переступающих границы
всякого возможного опыта, мы делаем заключении относительно мира явлений
и предметов самих по себе. Шлейермахер под Д. понимает правильную беседу
о предмете чистого мышления, т. е. о мышлении ради самого знания. Самое
большое значение Д. получила в системе Гегеля, метод коего принято
называть диалектическим. По В. Соловьеву, Д. - такое мышление, которое
из общего принципа в форме понятия выводить его конкретное содержание;
акт диалектического мышления заключается в переведении потенциального
содержания в актуальность. В обыкновенной речи под Д. понимают уменье
логически доказать свою мысль, а также искусство оспаривать истину
остроумными софизмами. Диалектик, прежде учитель Д.