Для


Для экранов вполне пригодны как желатинная, так и коллодионная
эмульсии, а также и опаловые пластинки. Для увеличений же и волшебного
фонаря гораздо предпочтительнее коллодионная эмульсия. Преимущества
коллодионной эмульсии в этих случаях основываются на большей тонкости
коллодионного сдоя сравнительно со сдоем желатины, вследствие чего
снимки на коллодии приобретают гораздо большую резкость и выработанность
мельчайших подробностей и оттенков - качества столь желательные для
ясности и отчетливости их увеличенных изображений. Отношение толщины
слоев той и другой эмульсии выводятся и делаются наглядно ясными из
относительного содержания в образующих их эмульсиях летучих и твердых
частей, из которых первые удаляются по наведении слоя при высушивании
пластинок. Действительно, в то время как желатинная эмульсия содержит
около 14 твердых частей на 100 частей всей ее массы, коллодионная
содержит только 2, остальное падает на долю воды, спирта, эфира и т. п.,
впоследствии удаляемых, частей. Приняв толщину слоя эмульсий во время
наведения их на пластинки даже равною в обоих случаях (что на практике
обыкновенно не случается, так как коллодионная эмульсия наводится всегда
слоем более тонким, чем желатинная), мы все же получим коллодионный слой
в 7 раз тоньше желатинного, как только летучие части обеих эмульсии
будут удалены при высушивании пластинок. В действительности же отношение
толщины слоев бывает около 1:10. Получение оттисков на всех этих
пластинках производится также как и на обыкновенной альбуминной бумаге
помощью копировальных рамок на дневном или искусственном свете.
Желатинные пластинки требуют при этом меньшего времени позы сравнительно
с коллодионными, затем проявления, вирирования (для придания более
приятного тона) и наконец фиксирования. Коллодионные пластинки
проявления не требуют, а вирирование и фиксирование их, подобно
предыдущим, ведутся по особым рецептам, и весьма сходно с такими же
операциями, производимыми при работах с обыкновенными отпечатками на
альбуминной бумаге. Если Д. делаются для экранов или украшения окон, то
необходимо, чтобы, кроме слоя, несущего изображение, на них был другой
слой, играющий роль фона, так как прозрачность обыкновенного стекла
мешает рассматриванию изображения на проходящий свет и оно теряет свои
художественные достоинства. Опаловые пластинки имеют такой слой при
самом своем изготовлении, обыкновенные же Д., по окончании отделки,
нуждаются в наведении особого молочновидного слоя, которым покрывается
сторона стекла противоположная той, на которой находится самое
изображено. Для увеличений и волшебного фонаря молочновидного слоя на Д.
не наводится, а целость изображения обеспечивается обыкновенно
наложением поверх него особого стекла, которое скрепляется с основным
стеклом особою бумажною обклейкой, идущей в виде полоски по краям
пластинок.