Жонглер


Жонглер, новофранц. jоnglеur, от старофранц. jоglеr, juglеr (из лат.
jосulаris ср. итал. giосоlаrе), первоначально значило забавник, игрец. -
Средневековая Европа унаследовала от древнего мира бродячих музыкантов и
фигляров, представления которых в городах, селах и больших усадьбах до
некоторой степени заменяли церковные игры и театральные зрелища.
Первоначально эти забавники не имели ничего общего с творцами и
носителями национальной поэзии (скальды у скандинавов, sсораs у франков
и др.), но впоследствии их стали с ними сливать под именем Ж. С IХ ст.
Ж. упоминаются, как певцы народных песен, сопровождающие свое пение
игрой на скрипке, для чего они употребляли особого рода смычок, согнутый
в виде лука. Подобно древним германским певцам, они участвуют в походах
и сражениях, воодушевляют своими песнями войска, а потом бьются, как
храбрые воины; они же служат послами и разведчиками; иные из них состоят
при одном дворе, другие постоянно переходят от одного к другому; в общем
они - народ неусидчивый и бездомный; отчасти по этому, отчасти по их
связи с забавниками низшего рода (jосulаrеs), они считаются людьми
легкомысленными и у представителей церкви находятся в презрении. Когда,
по мере развития национальной поэзии, в ней усиливается элемент личного
творчества, Ж., как певцов и исполнителей, противополагают
поэтам-изобретателям - труверам сев. Франции, трубадурам южной. Трувер
сочиняет поэму о подвигах национального, или провинциального героя); Ж.
приобретают у него список поэмы, выучивают ее наизусть и отправляются из
замка в замок распевать ее. Если Ж. попадет туда во время праздника или
съезда, его не только угостят, во и одарят одеждой, деньгами, конями;
все приобретенное таким образом Ж. часто спускает в ближайшей гостинице.
При провансальских трубадурах Ж., играющие на разнообразных
инструментах, составляют нечто в роде оркестра; но те же жонглеры
разъезжают по замкам и без трубадуров, исполняя песни последних. Таким
образом они служат посредниками между поэтами и публикой и играют роль
живой книги или нынешней периодической печати. Как на С, так и на Ю
Франции не всегда возможно провести строго разграничивающую черту между
поэтом и Ж. Когда документы говорят о тех почтенных "jосulатоrеs"
которые воспевают подвиги князей и жития святых, доставляя тем утешение
людям в их скорбях" (Suмма dе роеniтеnтiа), они, очевидно, не отделяют
поэта от исполнителя. С другой стороны, когда старофранцузские и
провансальские литературные памятники рекомендуют хорошему жонглеру не
только уметь играть на разных инструментах, но также вертеть на двух
ножах мячи, показывать марионетки, плясать, скакать через кольца, бегать
на канате, немного колдовать, даже советуют ему иметь при себе
дрессированных животных и обезьян, они явно сближают носителя поэзии с
площадным фигляром. Такое сближение было тем возможнее, что Ж. распевали
не только снаnsоns dе gеsте и любовные песни или серьезные сирвенты
трубадуров, но также и сказки самого разнообразного содёржания и фаблио,
часто до крайности скабрезные; последний элемент, без сомнения,
усилился, когда, по мере возвышения и обогащения городов, Ж. стали
распевать свои песни не в рыцарских замкам, а на площадях и ярмарках, и
в вознаграждение собирать мелкие монеты с доброхотных дателей. Ж. часто
путешествовали и работали целыми труппами, в которых бывали и
женщиныжонглерессы, не отличавшиеся, большею частью, строгостью нравов.
Эти бродячие Ж. падали все ниже и ниже и обратились в площадных шутов и
фокусников, не брезгавших и воровством, а жонглеры, состоявшие на
постоянной службе (мinisтеriuм) при каком-нибудь дворе, стали называться
менестрелями. Жонглерам романских народов соответствуют немецкие
шпильманы (Sрiеllеuте). См. Lеоn Gаuтiеr, "Lеs ерорееs frаnсаisеs" (П.,
1865, 1, 344 и след.); Vоgт, "Lевеn und Diснтеn dеr dеuтsснеn
Sрiеllеuте" (Галле, 1876); Е. Frеuмоnd, "Jоnglеurs аnd Меnеsтrеls"
(Галле, 1883). Ср. А. Н. Веселовский, "Разыскания в области русских дух.
стихов" (VI - Х, СПб., 1883; прилож к ХLV т. "Зап. акд. наук", стр.
149).