Ислам


Ислам (т.е. "предание себя" человеком Богу) - есть, по Мухаммеду,
открытое исповедание возвещенной им религии. Она требовала веры в
единого всемогущего и милосердного Бога (Аллах), в божеское
предопределение судеб и поступков людей, в избрание Мухаммеда, как
ниспосланного всему человечеству "по определению пророков", в загробную
жизнь после смерти, в воздаяние за добрые и злые дела в раю и в аду, в
воскресение мертвых и "страшный суд". Мухаммед, в первое время своей
деятельности называвший себя воссоздателем и преобразователем чистой
религии, откровением переданной Аврааму, выводил свое учение из
священных книг Иудеев и христиан, о содержании которых он имел, впрочем,
самые смутные и превратные представления, через монахов и полуученых
иудеев; он распространял мнение, что эти книги, в которых
предвозвещалось его появление и призвание, искажены "обладателями
писания" (так называл он иудеев и христиан); он требовал признания
прежних откровений (тора, псалтирь, евангелие) и веры в посланных до
него пророков, от Адама до И. Христа. По отношению к христианству он
резко восставал против веры в божественность И. Христа, как Сына Божия,
по отношению к иудейству - против обрядных стеснений, из которых он,
однако, заимствовал, вместе с некоторыми другими, запрещение употреблять
в пищу свинину, к чему прибавил еще запрещение вина. Учение Мухаммеда о
вере и нравственных обязанностях развивалось постепенно в течение его
деятельности. Между тем как учение о вере пророк преподал в первый
период ее, в Мекке; установление обрядностей относится большею частью ко
времени его пребывания в Медине. В последнем отношении сделаны были
сначала некоторые уступки иудейским религиозным обрядам - пост в 10-й
день первого месяца, обращение к Иерусалиму; но они, ввиду упорного
нежелания Иудеев поддержать учение Мухаммеда, вскоре были отменены.
Основные обязанности, налагаемый И., следующие: 1) вера в то, что нет
другого Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммед есть посланный Аллаха; 2)
пятикратное ежедневное совершение установленного богослужения (салат);
3) взнос в пользу бедных в общественную казну (зекят); 4) пост в
продолжение месяца рамадана; 5) паломничество в Мекку. Одновременно с
ритуальными обязанностями были установлены и некоторые сопровождавшие их
церемонии (омовение перед молитвою, призыв к молитве); по отношению к
паломничеству были, в общем, сохранены практиковавшиеся в языческие
времена обычаи, значение которых было, однако, изменено и истолковано в
монотеистическом духе. Наряду с этими обязанностями требуется борьба с
неверными (джихад) и насильственное распространение И. Мухаммед считал
свою религию призванною быть достоянием всего человечества, всемирной
религией, в себе самом он видел пророка не арабов только, а всего
человечества. Для обращения язычников в И. надо прибегать к самым
крайним мерам; отказываясь принять его, они лишаются права на жизнь;
"обладатели писания" (иудеи, христиане, перс. огнепоклонники в сабейцы)
могут быть терпимы, если платят известный налог (джизья). Нравственное
учение И. основано на Иудейском и христианском учении и в существенных
чертах ничем от них не отличается. Оно может быть оценено по достоинству
только в сравнении с социальным и нравственным мировоззрением
аравийского язычества. Между тем как последнее основывалось на племенной
обособленности и воспитывало в людях сознание долга отмщения, И., в
своем первоначальном виде, проповедовал равенство всех правоверных без
различия племени и расы, отвергал все нравы и обычаи, основанные
исключительно на племенной розни, и провозглашал терпимость и кротость.
Он осуждал варварские нравы арабов, в особенности распространенный у
многих племен обычай хоронить заживо новорожденных женского пола;
запрещение вина и некоторых азартных игр имело целью развитие
умеренности и серьезного отношения к жизни. Тем не менее И. решительно
отвергает аскетизм; он одобряет позволительные наслаждения в жизни, а
безбрачие ему противно. Неограниченную полигамию он стесняет разрешением
иметь лишь четырех законных жен, а процедуру развода весьма легкую у
аравийских язычников подчиняет известным ограничивающим формальностям и
законам. Правовое положение женщины решительно выиграло чрез И.;
появившееся в позднейшие времена в магометанском мире униженное
положение женщины есть результат социальных влияний, основанных на
сношениях с народами, обращенными в И. Гаремы и евнухи созданы не И.
Источник учения И. есть прежде всего коран, в который требуется верить
как в подлинное откровение Божие. После смерти пророка были признаны
религиозно обязательными все сохранившиеся его поучительные изречения
(хадис) и приписывавшиеся ему поступки. Мировоззрение и образ действий
древнейшего магометанского поколения также стали почитаться руководством
в религиозной жизни. Все эти сохраненные преданием моменты называются
общим именем сунна (обычай); естественным следствием ее является иджма,
т.е. соnsеnsus ессlеsiае по отношению к вере и ее постановлениям. К этим
главным источникам учения о вере и законах И. присоединился в высших
школах методический принцип кияса, т.е. вывод заключений. На этой почве
создалась система магометанского закона - работа, законченная в
богословских школах уже во II в. существования И.
возникли из политических партий, разногласия которых вращались около
вопроса об имамстве, т.е. о том, кто имеет право быть наследником власти
пророка (халифом) над обществом правоверных (муслимун). Между тем как
одни высказывались за выборный халифат, которому первые преемники
Мухаммеда были обязаны своею властью и которого законность опиралась на
всеобщее признание (иджма) правоверных, другие держались того убеждения,
что эта власть, перешедшая непосредственно после смерти пророка к
избранному самим Мухаммедом зятю его, Алию, должна, после кончины
последнего, перейти к его прямым потомкам от Фатимы, дочери пророка.
Первые называются суннитами, вторые шиитами. Партия шиитов не
удовлетворилась даже тогда, когда в 750 г., вследствие свержения
династии Омайядов Аббасидами, принцип законного престолонаследия
восторжествовал, и на трон мусульман вступили родственники пророка. Они
открыто и тайно поддерживали претендентов из семейства Алия и пропаганде
их не раз удавалось добиться официального признания их кандидатов в
отдельных областях магометанского мира (идрисиды). С течением времени
различные группы шиитов примыкали к той или другой линии сильно
разветвившегося потомства Алия, и таким образом в среде самих шиитов
возникли, в свою очередь, партии, различавшиеся также и в догматическом
отношении. Между тем как одни стояли только за принцип престолонаследия,
который у них связывался с верою в особые преимущества алийских имамов в
качестве наставников правоверных, другие доходили до возведения
личностей самого Алия и имамов в сферу сверхчеловечности. Это повело к
учению о воплощении божества в Алии и его потомках. Различные оттенки
этих религиозных воззрений дали повод к образованию многих сект, сильно
распространенных в восточной части области ислама, особенно в Персии.
Хотя отделение шиитов вначале имело основанием только политическое
разногласие, у них со временем явились различия от суннитов и в
формальных обрядностях И. Подобно суннитам, и шииты признают неоспоримое
значение как сунны, так и корана; но так как они склонны предполагать,
что коран в своем первоначальном тексте содержал признание привилегий
дома пророка, а в суннитской редакции Абу Бекра и Османа был искажен
добавлениями и пропусками, то они принимают за истинные лишь те
предания. которые поддерживаются авторитетом членов семейства пророка.
Вообще необходимо избегать очень распространенного заблуждения, будто бы
шииты признают лишь коран, а сунну отвергают. Кроме корана и сунны, у
шиитов большое значение имеют решения имамов, которым приписывается
непогрешимость. Обряды их незначительно уклоняются от обрядов И. вообще.
В отношениях к немагометанам шииты держатся меньшей терпимости, нежели
сунниты. Магометанский закон, по учению шиитов, систематически изложен
Quеrrу ("Drоiт мusulмаn, rесuеil dеs lоis соnсеrnаnт lеs Мusulмаns
Sснуiтеs", Пар., 1872). Из борьбы Алия с Муавией возникла и партия
хараджитов, отвергающая учение об имамах как шиитов, так и суннитов. С
распространением И. в Сирии и Месопотамии образовались, одновременно с
политическими, и догматические секты, несогласия которых касались,
главным образом, понятия о Божестве, учения об откровении, воззрений на
свободу воли и фатализм. Между тем как вполне правоверные придерживались
во всех вопросах буквы корана, допускали существование атрибутов
Божества, самый коран почитали составленным от века и безусловно
отрицали свободу воли, признавая полнейшую зависимость человека от
божеского предопределения, в магометанских школах стали появляться и
рационалистические воззрения. Василь-ибн-Ата (ум. 748 г.) доказывал
несовместимость атрибутов с духовною сущностью Божества, отвергал учение
о предвечности корана и утверждал, что последний возник одновременно с
проповедью пророка. Его школа называется Му'тазила, последователи ее -
му'тазилитами. Приверженцы учения о свободе воли, в отличие от
правоверных последователей учения об абсолютном предопределении,
называемых джабаритами, носят имя кадеритов. Мурджиты, составляющие,
быть может, наиболее древнюю из догматических сект И., проповедовали -
ввиду несогласного с законом И. образа действий омаядских властителей, -
что отступления от закона не исключают поклонников И. из общества
правоверных. Но мурджиты никогда не отделялись от истинных правоверных,
и последние, в свою очередь, никогда не относились к ним враждебно.
Свободномыслящие учения были признаны официально и даже распространялись
насильственно, со времен Ма'муна, в правление некоторых халифов из
Аббассидов; но при Мутаваккиле вновь одержала верх правоверная реакция.
К этим догматическим спорам издавна присоединилось много диалектических
тонкостей, с которыми лучше всего можно познакомиться по Шахрастанию
("Воок оf rеligiоns аnd рнilоsорнiсаl sестs", араб. изд., Л., 1846; нем.
перев. Неаrвruскеr, "Rеligiоnsраrтеiеn und Рнilоsорнеnsснulеn", Галле,
1850 - 51). Аш'арию (в начале Х в.) удалось найти примиряющее партии
положение; догматические определения школы Аш'аритов теперь признаются
за правоверное учение и отожествляются с И. суннитов. Очень
распространено заблуждение, в силу которого считаются сектами
установившиеся в среде правоверного И. ученые толки (мезхеб). Различные
толкования, возникшие при самостоятельном применении источников закона
И., нашли свое выражение в четырех правоверных направлениях:
ханефитическом, шефи'итическом, малекитическом и ханбалитическом, из
которых первое наиболее распространено между последователями И.; оно
преобладает во всех областях турецкой империи. Выработанные этими
школами гражданские и уголовные законоположения имеют, однако, в большей
части магометанского мира лишь теоретическое значение, так как наряду с
ними сохранилось и приспособленное к И. древнее обычное право различных
обращенных в И. народов (адат или урф). Очень велико значение адата в
магометанских колониях Голландии. Законы адата североафриканских
кабилов, часто в самом принципе противоречащие магометанскому закону,
были, по поручению французского правительства, собраны Наnотеаuх и
Lетunrnеаuх ("Lа Кавуliе ет lеs соuтuмеs кавуlеs", Пар., 1872 - 73). На
видоизменение И. имело существенное влияние с одной стороны
соприкосновение его с чуждыми культурными элементами, с другой - не
прекращавшееся действие преданий, унаследованных покоренными народами.
Магометанское юридическое учение (фикх) подверглось воздействию со
стороны господствовавшего в христианскосирийских школах римского права,
а догматика И. - со стороны аристотелевой философии. Персидские и
индийские влияния замечаются в суфизме, многие выдающиеся представители
которого проповедовали явный пантеизм, а подчас и учение о нирване, в
магометанской форме. Эти направления постоянно считались в глазах
официального И. за страшную ересь. Что касается до старинных религиозных
представлений и обычаев покоренных народов, то они, в измененной форме,
сделались важными составными элементами народного И. Это видно в
продолжающемся существовании чисто народных празднеств, в особенности же
в почитании святых, которое вполне противоречит строго монотеистическому
учению И., тем не менее в магометанском мире получило большое значение.
Богоугодные личности обратились с течением времени в святые; явились
святые места, священные могилы. В И. сохранились даже до настоящего
времени остатки древнего культа камней, деревьев и т.п. В самое
последнее время пуританская оппозиция против всякого рода
несоответствующих сунне наращений, в особенности против почитания святых
и их могил, привела к настоящей борьбе, имеющей целью восстановление И.
в первоначальном виде и очищение учения и жизни от всяких чуждых
элементов. Это стремление с особенною силою обнаружилось в движении
ваггабитов. С другой стороны, на образованные сферы магометанских
народов влияет с возрастающее силой европейская культура.
имеет себе что-нибудь подобное в истории. Едва прошло столетие после
смерти пророка, как господство И. уже было силою оружия распространено
по Сирии, Персии, Средней Азии, Египту и по всему сев. берегу Африки, до
средины Испании. Несмотря на внутреннее распадение могучего государства,
на ослабление и окончательное исчезновение центральной власти халифата,
И., постоянно освежаемый покорявшимися ему племенами Азии, продолжал
делать дальнейшие завоевания, пока наконец османы водрузили луну на
храме св. Софии в Константинополе и победоносные полчища их проникли до
самых стен Вены. С тех пор начался упадок господства И.; его
политическое владычество должно было во многих обширных областях Европы,
Азии и Африки уступить место завоеваниям европейских держав. Между тем
И. успел распространиться между многочисленными африканскими племенами и
оказать на них облагораживающее влияние. Линия, проведенная от
Бенинского залива до Занзибара, обозначала прежде южн. границу
распространения магометанского влияния в Африке. С тех пор И. из
Занзибара нашел себе доступ в Мозамбик, в португальские колонии на
берегу, у каффров и даже на Мадагаскаре. В различных источниках
встречаются противоречивые указания как относительно общего числа
последователей И., так и распределения их по различным странам. Общую
цифру магометан полагают в 175 милл.; в Российской империи их считается
приблизительно 10600000 (Европейская Россия 2600000, Азиат. Россия
8000000), в Турции 17700000 (Европейская Турция 2300000, Азиат. Турция
15400000), в Болгарии, Боснии, Герцеговине, Греции, Румынии, Сербии и
Черногории вместе 1370000, в Бухаре и Хиве 3200000, в Персии,
Афганистане и Белужистане 13 милл., в независимой Аравии (без турецких
арав. владений и Омана) 2 милл., в Индо-Британской империи 67 милл., в
Китае 4 милл., в Нидерландских владениях в Индии 14 милл., в сев. Африке
с Египтом 18 милл., в Суданских землях с бывшим египет. Суданом 25
милл., в Сахаре 2500000, в Занзибаре 300000. Число магометан в различных
негрских странах не поддается исчислению.

Еnтwiскlung und iнrем Еinfluss аuf dаs Lевеn dеr Vоlкеr" (Регенсбург,
1838); Dоzу, "Нет Islамisме" (Гаарлем, 1863; фр. перев. Снаuvin: "Еssаi
sur l'нisтоirе dе l'lslамisме", П., 1879); А.v.Кrемеr,
"Кulтurgеsснiснтliсне Sтrеifzugе аuf dем Gевiете dеs Islамs" (Лпц.,
1873); Gаrсin dе Таssу, "L'lslамisме d'арrеs lе Соrаn" (3 изд. П.,
1874); Jонn Мuнlеisеn Аrnоld, "Dеr Islам nасн Gеsснiснте, Снаrастеr und
Веziенung zuм Снrisтеnтнuм" (англ. Л. 1874; нем. Гютерсло, 1878);
Vамвеrу, "Dеr Islам iм ХIХ Jанrнundеrт" (Лейпциг, 1875); А. Мullеr, "Dеr
Islам iм Моrgеn und Авеndlаnd" (Берл., 1886; перев. на русский язык); А.
vоn Кrемеr, "Сulтurgеsснiснте dеs Оriеnтеs unтеr dеn Снаlifеn" (В., 1875
- 77); ВоswоrтнSмiтн, "Монаммеd аnd тне Монаммеdаnisм" (2 изд. Л.,
1876); Нugнеs, "А diстiоnаrу оf Isl." (Л., 1885); Sеll, Тне fаiтн оf
Isl." (Мадрас, 1886); Lе Снатеliеr, "L'lsl. аn ХIХ siесlе" (Пар., 1889);
Gоldziнеr, "Монаммеd. Sтudiеn" (Галле, 1889
мusulмаns" (П., 1890); Н.Боголюбский, "И., его происхождение и сущность
по сравнению с христианством" (Самара, 1885); Э.Ренан, "И. и наука"
(речь, перев. А.Ведрова, СПб. 1883); М.А.Баязитов, "Возражение на речь
Ренана" (СПб. 1883); его же, "Отношение И. к науке и иноверцам" (СПб.
1887).