Июнь


Июнь (лат. меnsis, Junius, греч. ; англ. Junе, немец. Juni: испан.
juniо; итал. Giugnо, франц. juin. Коренные славянские названия: в
древней Руси - изок [=кузнечик, сверчок], у подяков - червец, у чехов и
словаков - червень, у иллирийцев - липань, у хорватов - розенцвет,
иванчак, класень; у лужичан - смажник, розовой; у вендов - шестник,
прашник, кресник) - по современному счислению шестой месяц в году, а у
древних римлян, считавших год с марта, - четвертый; название получил от
Юноны почему у Овидия назыв. меnsis Jnnоnis; по др. мнению, назван по
имени Л.Юния Брута, первого римского консула. В древней Руси месяц И.
был четвертым, а когда год начали считать с сентября - десятым; с 1700
г. - шестой. Имеет 30 дней. В герм. языках И. назыв. Вrаснмоnат, так как
при трехпольной системе хозяйства в этот месяц обрабатывают поле,
лежащее под паром (Вrаснfеld). Название И. (в церковных книгах lуuiu)
перешло к нам из Византии. По народному выражению, в И. "солнце
поворачивается на зиму, а лето - на жары". В римско-католической церкви
И. месяц особенно посвящен Спасителю: везде совершаются службы "сердцу
Иисуса".
духа, созерцание Божества, в результате которого получается мистическое
соединение души с Богом, когда душа "чувствует себя в Боге и Бога в
себе". 2) Так же называется одна из шести индийских философских школ, по
преданию, основанная во II в. до Р. Хр. Патанджали; по его имени она
назыв. также Ратаnjаlа. Понят Й., как отвлечения мысли от внешних вещей
и сосредоточение их на высшем духе, существовало, однако, еще раньше
Патанджали. Древнейшим учителем школы считается в предании мудрец
Яджнявалкья, ок. 360 г. до Р. Хр.; в его Законнике уже излагается учение
Й. Патанджали, по-видимому, только привел это философское учение в
систему и изложил его в так. назыв. Йогасутра (учебник Й.). Оно имеет
много общего со школой Санкхья, вместе с которой часто упоминается,
откуда возникает даже особый термин (в двойственном числе) - Санкхья-Й.
В подробностях взаимное отношение этих двух школ еще не вполне выяснено.
Общая черта - первичный дуализм духа и материи; методы схожи, но Й.
отличается ясно выраженным теистическим направлением (Санкхья -
атеистична) и признает существование не только индивидуальной души, но
также и всепроницающего верховного духа, свободного от всех влияний,
имеющих силу над прочими душами. Из этого верховного и начального духа
берут начало все отдельные души. Чтобы достигнут соединения души с Богом
указываются определенные благочестивые упражнения и разные виды
умерщвления плоти. Эта практическая сторона учения Й. достигла, с
течением времени, особого развития. Школа Й. возникла, по-видимому,
позднее Санкхья и, быть может, представляет собой теистическое
дополнение или дальнейшее развитие этой последней. Последователи учения
- йоги или йогины - для достижения конечной цели должны пройти следующие
четыре ступени: 1) изучение правил Й., 2) приобретение совершенного их
знания, 3) применение этого знания на практике и победа над материальным
влиянием первичных стихий, 4) уничтожение всякого сознания своей
личности. Таким образом получается тожество живого духа (Jivатмаn) с
верховным (Вrанма), созерцающего - с предметом созерцания.

- 53; в Калькутте, с комментариями и английским переводом, 1881 - 1883);
"РатаnjаlаDаrанsnа оr арноrisмs оf Р. рнilоsорну" (Калькутта, 1880);
"Тне Уоgа Suтrа" (перев. с предислов. и примеч. Бомбей, 1890);
английский перевод под заглавием: "Арноrisмs оf тне Уоgа етс.".
Монографии: Раul, "Оn тне Уоgа рнilоsорну" (3 изд., Бомбей, 1888);
Маrкus, "Diе Уоgа Рнilоsорнiе nасн dем Rаjамаrтаndа" (Галле, 1886).
литературный юбилей которого отпразднован в 1894 г. с особенною
торжественностью. Род. в 1825 г. в Коморне. На школьной скамье Й. близко
сошелся с известными впоследствии писателями и политическими деятелями
Петефи и Орлаем, игравшими значительную роль в его умственном развитии.
Поселясь в Пеште для изучения юриспруденции, Й. становится членом
политико-литературного клуба "Десяти". В 1844 г. он, вместе с Петефи,
редактирует литературное обозрение "Еlеткерек". Политические их взгляды
были тогда еще почти одинаковы: они оба ожидали обновления Венгрии путем
революционного брожения. Но, испуганный стремительным ходом политических
событий, Й., в 1848 г., призывает народ к спокойствию, а во время
революции бежит из Пешта. Долго скрывался он в провинции и только по
восстановлении порядка вернулся в Пешт, представ добровольно пред
военный суд, который оставил его лишь в подозрении. Это заставило одно
время Й. писать под псевдонимом Саио. С ослаблением реакции Й. выступает
на политическое поприще в качестве депутата сейма. Страстный характер
некоторых из его публицистических статей стоил ему, в 1863 г., годичного
заключения в тюрьме. Позже Й. был приверженцем политической программы
Коломана Тиссы, нашедшего в нем защитника своих кальвинистических
принципов. Нет почти рода литературного творчества, в котором Й. бы не
испробовал своих сил; но далеко не все ему одинаково удается. Романы Й.,
затрагивающие национальные сюжеты (между ними особенно замечательны:
"Мадьярский Набоб", "Новый владелец", "Бог один" и т.д.), составляют
эпоху в развитии венгерского романа; но многие исторические произведения
Й., где романист пробует знакомить читателя с малознакомыми ему самому
событиями (напр. "Роман из Крымской войны", "Те, кто любит однажды") или
произведения во вкусе Жюля Верна или Э.Зола, как "Роман будущего века",
"Нигилизм в Венгрии", ничего не прибавили к литературной репутации
автора. Главные недостатки творчества Й., прозванного за плодовитость и
склонность к мало вероятным вымыслам "венгерским Дюма-отцом" -
отсутствие цельности и разнообразие настроений, как будто произведение
создавалось по кусочкам, в разное время: в ущерб целому, выделяются
частности, глубокие по замыслу, прекрасные по выполнению. Достоинства Й.
- тонкое понимание вкусов венгерского читателя, знание народной жизни и
прекрасный язык; он создал целую галерею интересных лиц, с ног до годовы
мадьяров, проникнутых идеей нравственного долга. "Народ любить Й., -
говорит один из его биографов, - потому что он знает, что Й. сочувствует
его бедности, его тяжелому труду". Холерная эпидемия 1831 г., наводнение
в Пеште в 1863 г., голодовки, столь частые в Венгрии, составляют
сущность многих рассказов Й. Ряд романов Й. ["Черные бриллианты" (отд.
1882 г.), "Золотой человек" (отд. СПб. 1882 г.), "Другое время - другие
нравы" (отд. СПб., 1886) и др.] был напечатан в "Библиотеке для Чтения"
1880-х годов, "Новый помещик" - в "Вестник Европы" (1880 г.). На русский
язык переведены также его романы: "Дважды умереть" и "Любовь до эшафота.
Исторический роман времен Ракоци" (СПб. 1884). Его жена, Роза
Лаборфальви (1820 - 1886) - известная венгерская трагическая актриса.
под 35°26≈ с.ш., с 123 тыс. жит.; важнейший из 7 портов Японии, открытых
для внешней торговли. В 1892 г. ввоз 31,3 милл. япон. йен
(приблизительно равн. доллару или 5 франкам или 2 бумажным рублям),
главным образом: сахар 6,2 милл., хлопчатобумажной ткани 4,5,
хлопчато-бумажной пряжи 8,6. Вывоз - 61,2 милл. йен, главным образом:
шелк 36,3, шелковые изделия 8,3, чай 4,8 милл. йен. Иностранцев в Й.
всего 6000 (в том числе до 3000 китайцев), но они имеют преобладающее
влияние благодаря богатству и привилегиям, обеспеченным трактатами. В
пределах так назыв. "концессии" японцы имеют право жить только в
качестве приказчиков, рабочих и прислуги европейцев и американцев.
Связанная со столицей Токио казенной ж. д. в 30 км., она сделалась как
бы пригородом столицы и ее внешним портом (к Токио не могут подходить
глубоко сидящие корабли). Й. соединена европ. и америк. пароходными
линиями с главными портами Китая, Европы, Британской Колумбии и с С.
Франциско. Здесь бывают не только купцы, но и тысячи туристов из Европы
и Сев. Америки. Благодаря им, ведется розничная торговля японскими
древностями и предметами художественной промышленности. Многочисленные
японские пароходные линии связывают Й. с главными портами Японии и
некоторыми портами Китая и Кореи, а также с Владивостоком. До 1869 г. Й.
была рыбачьей деревней; в этом году открылась здесь торговля с
заграничными странами, вместо Канагавы, имевшейся сначала в виду.
того же имени, при впадении р. Фос в Узу; резиденция архиепископа. Город
окружен старинными стенами, с 10 воротами, из которых несколько
замечательной архитектуры. Замок, в котором теперь помещаются суд и
тюрьма. Лучшее из зданий - йоркский собор, построенный в ХIII и ХIV в.;
дворец лорда-мэра, с ионическими колоннами; ратуша, в готическом стиле.
Философское общество, музей. Фабрики и заводы стеклянных и железных
изделий, ковров, обоев и предметов роскоши. Оживленная торговля углем;
хлебная биржа. Более всего Й. обязан своим процветанием с