Идиллия


Идиллия (от греческого слова "эйдиллион", буквально - "маленькая
картина"). Под И. подразумевается род искусственной (не народной)
поэзии, средний между эпосом и лирикой, иногда с присоединением драмы.
Содержание И. составляют настроения, мысли и обыденный быт простых
людей, приходящих в непосредственное общение и соприкосновение с
природой. И. иногда называется пастушеской или "буколической поэзией";
это неточно, так как содержание И. пастушеским бытом не исчерпывается.
Сюжет всякой И. дает поэту возможность провести параллель между
утонченной жизнью города и деревенским образом жизни, а также - делать
воззвание к возвращении горожанина на лоно природы в к естественности в
сфере людских отношений. Идиллия возникает позднее остальных родов
литературы. Зачатки И. мы встречаем в литературе восточных народов. Уже
в Библии попадаются книги с оттенком идиллическим (Руфь) или
буколическим (Песнь Песней). И. в более самостоятельном виде появляется
в позднейший период индийской литературы, у поэтов Калидасы и Джаядевы.
Калидаса, живший около 50 г. до Р. Хр., написал лирический сборник
"Ритусангара" (Времена года), в котором рисовал картинки природы и
сельского быта. "Сакунтала" Калидасы может быть названа идиллической
драмой. Джаядева, поэт ХII в. по Р. Хр., в идиллической поэме
"Гитаговинда", изобразил историю любви бога Кришны к пастушке Радхе;
слог поэмы напоминает Песнь Песней. В китайской поэзии времени династии
Тангов известны лирики Туфу и Литайпе, выказавшие особенную любовь к
природе и настроениям ею вызываемыми В истории арабской литературы после
Магомета прославились своими И. поэты ИбнДорейд (ум. 933 г.) и Тиграи
(ум. 1119). И., как самостоятельный род поэзии, развилась в Греции, в
позднейший, александрийский период литературы, когда, с потерей
политической и национальной свободы, в поэзии стали преобладать
индивидуалистические мотивы. Одновременно с эротической лирикой
появилась И., зачатки которой давно уже таились в народном творчестве.
Дорийские пастухи в Сицилии сыздавна имели свою поэзию пастушескую или
буколическую (от "буколос" - пастух), изобретателем которой считался
полумифический пастух Дафнис. Эта поэзия изображала судьбы Дафниса или
обычные, чаще всего эротические, настроения пастухов; буколические песни
пелись с обрядами на сельских празднествах в честь Артемиды, с мимикой
и, значит, с примесью драматического элемента. Уже сицилийский лирик
Стезихор (ок. 610 до Р. Хр.) подражал пастушеским песням, воспевая
любовь и трагическую смерть Дафниса. Мастерски воспользовался этим
народным творчеством Феокрит Сиракузский, живший в III в. до Р. Х.
Феокриту принадлежит до 30 И., в которых он рисует жанровые картинки из
быта пастухов и низших классов населения, иногда - богов. Порой Феокрит
воспевает элегическое настроение пастуха, отвергнутого суровой
деревенской красавицей; порой - он передает в поэтической форме разговор
двух жнецов: влюбленного юноши и положительного крестьянина, который
смеется над товарищем, советуя ему лучше работать, чем мечтать. Юмор и
грация идут у Феокрита рука об руку; он одновременно и наивен, и
утонченен. Весьма важным элементом И. Феокрита является их народность.
Как род поэзии, И. Феокрита - нечто среднее между эпосом и драмой и
может служить примером "мима", представителем которого был современник
Еврипида, Софрон, служивший образцом для Феокрита. Софрон был
древнегреческим рассказчиком из народного быта и слагал вирши на манер
русск. раешников, на простонародном наречии. Эту манеру усвоил Феокрит,
облагородив ее и придав ей строго метрическую и художественную форму
Подражателем и современником Феокрита был Бион; в его И. драматический
элемент (диалог) и описание (пейзаж) отступают на второй план;
преобладает лирика. Другой подражатель Феокрита, Мосх, уже отчасти
манерен. Идиллия из Греции перешла в Рим, где продолжала развиваться в
августовский период литературы, представлявший много аналогий с периодом
александрийским. Виргилий в своих десяти И., названных им "эклогами" и
соединенных в сборник под названием "Буколики", усвоил только внешнюю
манеру феокритовой И. На самом деде, в И. Виргилия нет главного: природы
и настроения. Виргилий смотрел на эклоги, как на средство умно и тонко
намекнуть на живейшие и современнейшие злобы дня; так, первая эклога
является хвалебным гимном Октавиану, четвертая воспевает Азиния Поллиона
и Мецената; в пятой, под именем Дафниса, воспевается Юлий Цезарь и т. п.
Народный элемент совершенно отсутствует: слог рассчитан исключительно на
читателей образованных. "Георгики" Виргилия под понятие И. подходят лишь
постольку, поскольку в них преобладает пейзаж; дидактизм этого сборника
вредит цельности идиллического впечатления. Оды Горация также не могут
служить образцом И.; несомненно, однако, что преобладающее настроение
лирики Горация - идиллическое; мораль "золотой посредственности" -
мораль природных инстинктов, развившихся на доне природы вне
общественной жизни. Аллегорическая или тенденциозная И. Виргилия нашла
подражателей в нероновское время в лице Кальпурния Сикула, который уже с
полною откровенностью добивается милости кесаря; форма эклоги здесь
совершенно случайна. И. заметно падала. С пробуждением интереса к
античной словесности во время Возрождения ожила и И. Саннацаро, в
подражание Виргилию, пишет И. "Аркадия" (1502 г.), в двенадцати эклогах;
поэт воспевает сельский быт и свою несчастную юношескую любовь. Его
примеру последовал Аламанни (1495 - 1556), писавший эклоги и в своем "Lа
соlтivаziоnе" подражавший "Георгикам" Виргилия. Одновременно с
сантиментальными мечтами о золотом веке воскресло и мечтание о прелести
пастушеского быта. Опять появилась буколическая, пастушеская поэзия.
Пастушеские стихотворения, написанные с начала до конца одним размером,
назывались эклогами, а написанные разными метрами - И. В это же время
зарождается новый род И.: драматическая И. или "пастораль" (пастушеская
драма). Действующие лица пасторали делились на "влюбленных и
"комических" пастухов (раsтоri еrоiсi, раsтоri сомiсi) - как в "Жнецах"
Феокрита. Лучшей пасторалью в свое время считалась "Аминта", Тассо, в
подражание которой Гварини написал своего "Верного пастуха" (Il раsтоr
fidо). Как только пастораль стала средством для прославления
высокопоставленных лиц, этот новый род И. пришел опять в упадок.