Инки


Инки (Inса) - название прежних государей Перу, управлявших страною до
испанского завоевания. Как предполагают, И. были потомками племени,
некогда завоевавшего Перу и основавшего в стране нечто вроде
деспотической теократии на коммунальных основах. По туземной традиции,
первоначально в Перу существовал высоко цивилизованный народ; потом,
более чем за 500 лет до прихода испанцев, наступила эпоха варварства, в
которой погибли все следы прежней цивилизации. Из этого варварства
извлекли население первые И., воцарившиеся над перуанскими племенами
Кечуа и Аимара. Когда их власть окрепла, им подчинилась вся страна от
нынешнего Пасто в Колумбии до р. Биобио в пределах Чили. По словам
одного из историков Перу, Гарсильяссо, И. стремились подчинить
покоренные племена своим законам и обычаям, навязывали им свой язык,
свои праздники и обряды. В создавшемся таким образом однородном
государстве верховный И. был неограниченным повелителем, как
представитель высшего божества, воплощение бога солнца. Приказания И. не
терпели никаких возражений и исполнялись немедленно, как бы они ни были
жестоки. После смерти И., им воздавались божеские почести, тела их
бальзамировали и сохраняли в особых склепах в Куско, при чем к каждому
приставлялся особый штат жрецов: кроме того изготовлялись каменные
истуканы их (guасiquе), которым воздавалось то же почтение, как и
правящему И. Guасiquе сопровождали войско во время походов; их несли в
торжественных процессиях, когда народ молился о прекращении засухи или
дурной погоды. Есть сообщения о человеческих жертвоприношениях при
похоронах И., но известия эти не вполне правдоподобны, так как по другим
современным известиям жертвы были символическими: закапывались в землю
чучела. Внешним знаком отличия И. была шерстяная головная повязка, с
кистью над лбом. "Девы солнца", своеобразные весталки древнего Перу, все
из рода И., были не только невестами или женами солнца, но и наложницами
правящего И. В Перу сильно заботились о сохранении чистоты крови этих
монархов: И. мог иметь только одну законную жену, и признавалось
необходимым, чтобы она была родною его сестрою. Многочисленные дети И.
от "дев солнца" считались законными, но не могли наследовать престола.
Обыкновенно все списки И. начинаются с имени Манко Копак; имена и
порядок И. везде одинаковы. Строго историческими можно считать И. лишь с
Виракочи, жившего около 1380 г., т. е. за полтора века до прибытия
испанцев. После казни И. Атауальны в 1533 г., несколько И. еще удержало
за собою власть в недоступном горном убежище Анд, у истоков Амазонки.
Последний из них, Тупак Амару, царствовал лишь несколько месяцев и в
1571 г. был обезглавлен в Куско.

(Сiеzа), в "Снrоniса dеl Реru", 2-я часть которой озаглавлена:
"Управление, великие дела, происхождение, политика, постройки и дороги
И." (Мадрид, 1880); Гарсильяссо, "Соммеnтаriоs Rеаlеs dе lоs Inсаs"
(Лиссабон, 1609, Кордова, 1616). Гарсильяссо
Тупак Юпанги; зная прекрасно язык И., он для написания своей книги мог
воспользоваться перуанскими преданиями, собранными им в большом
количестве. Много ценных данных и у др. историков Нового Света, особен.
dа Zаrате, Fr.Grеg. Gаrсiа, Неrrеrа, I.Асоsта и Ullоа. Новейшая
литература: ст. Маркгама в трудах "Накluут Sосiету" (1873 сл.); Ваsтiаn,
"Кulтurlаndеr dеs аlтеn Амеriкаs" (1878 - 88); Вrенм, "Dаs lnкаrеiсн"
(1885); Вruнl, "Diе Кulтurvоlкеr Аlтамеriкаs" (Цинциннати, 1875 - 88);
Ветаnzоs, "Suма у nаrrасiоn dе lоs Inсаs" (1880): Дж.Фиске, "Открытие
Америки" (М. 1892, II, 9, 10).