Оформление тканей для интерьера

Оформление тканей тесно связано со стилем интерьера. А так как он испытывает сегодня множество влияний со стороны исторических стилей и авангардного искусства, то источников и тем для рисунков может быть множество.

В интерьерах современного направления, испытывающих восточное влияние, с их лаконичным, без лишних предметов, пространством, предпочтительны гладкие прозрачные ткани, свисающие с естественной непринужденностью и окрашенные соответственно заданному образу, то в строгие серые, зеленоватые или синие цвета ночного неба, то в яркие желтые, оранжевые и красные тона жаркого дня. Часто используется и асимметричное решение, когда окно оформлено с одной стороны, например, желтым цветом, с другой - темно-синим. Возможно и более сложное оформление. К примеру, на прозрачную ткань, желательно жесткую, нашиваются карманы из той же ткани, сквозь которую просвечивают находящиеся в них предметы, скажем, листья, будто только что влетевшие в окно. Создается эффект распахнутости в окружающую среду, расширения пространства. (Впрочем, это могут быть любые предметы - цветы, открытки, фотографии... Все, что отражает жизнь хозяев дома!) Классические тюлевые гардины потому и не модны сегодня, что своими плотными узорами и монотонными складками они как бы отгораживают нас от внешнего мира. В этом ассортименте рекомендуется использовать несложные мотивы и открытые фоны - лаконичные завитки, стилизованные изящные цветы, редко расположенные по фону.

В современных интерьерах актуально также использование тканей в плоском виде: на окнах, ширмах, в виде панно. Особенно эффектно выглядят на гладкой плоскости внимательно, с реалистической точностью прорисованные цветочно-растительные мотивы выразительного силуэта, такие, как ирисы, орхидеи. Они удачно дополняют лаконичность интерьера, построенного на гладких плоскостях. Популярны сегодня и мотивы листьев, веток как с листьями и цветами, так и без них. Возможно силуэтное или теневое решение. Не проходит любовь к ботаническим мотивам, как бы взятым из гербария или атласа растений. Обязателен свободный фон, несложная рассадка мотивов.

В интерьерах, созданных под влиянием исторических стилей преобладают орнаментальные темы - от изящного плетения арабесков до старинных гравюр и экспрессивных извивов восточной каллиграфии. Источниками могут быть: текстиль, ковры, гобелены, книжные миниатюры, ювелирные изделия (старинные индийские, персидские, византийские, китайские, арабские, готические, эпохи Возрождения, барокко и рококо). Рисунки отличаются плоскостной трактовкой, характерной стилизацией растительных мотивов, цельным колористическим решением. Монохромный или построенный на сближенных тонах колорит уравновешивает сложность орнаментики. Чтобы избежать перенасыщения пространства орнаментом, сложные рисунки используются в интерьере ограниченно. Например, в обивке только одного кресла вместо всех (остальные обиваются гладкой тканью). Или в компании с любимым рисунком в регулярную полоску, который их также уравновешивает.

Любителей воссоздать атмосферу дворцовых покоев довольно много, но и в этом случае предпочтительно более простое решение. Сегодня модно мебель в историческом стиле обтягивать простой льняной тканью, да еще и разного тона. Никакого почтения к историческому прошлому.

Тема цветов в свободной интерпретации может быть с успехом использована в интерьерах по мотивам рококо. Грациозная красота, присущая этому стилю, наиболее близка современным требованиям моды. Чтобы передать дух того времени современному дизайнеру часто достаточно одних стульев XVIII века. Причем рисунок обивки не только не копирует исторический оригинал, но и используется непривычно - в разных колористиках: спинка стула обита одним цветом, сиденье - другим.

Наряду с европейским ретро на моду большое влияние оказала культура Японии и Китая. Как сто лет назад, художники модерна, сегодняшние дизайнеры учатся у японских мастеров изысканной графике и безупречному динамическому равновесию асимметрично расположенных мотивов в свободном пространстве. Именно на японских парадных кимоно, ширмах, свитках, лаковых изделиях можно найти ценимые сегодня художниками свободную асимметричную монораппортную композицию, угловатую или льющуюся пластику мотивов, сочетание реализма и стилизации в трактовке.

Еще более значительное место сегодня отводится китайской моде. Как и три столетия назад, китайские ткани с успехом используются сегодня в интерьере как обивка мебели, для ширм, экранов, пологов, покрывал и занавесей. Причем рисунки могут быть выполнены как в чисто китайской традиции, так и в виде ⌠китайщины■, свойственной временам барокко и рококо. Например, сегодня появляются рисунки по мотивам декоративной росписи Жана Пиймана. Сценки, явно напоминающие пасторали, в которых китайцы и китаянки больше похожи на пастушков и пастушек. Такие гротесковые сюжеты во вкусе XVIII века с успехом используются и сегодня.

Итак, мы перечислили все основные темы рисунков, характерные для оформления тканей домашнего интерьера сегодня. При всем этом многообразии, требования, предъявляемые к современным рисункам, остаются неизменными:

это легкость восприятия, изящество исполнения, тонкость и свежесть колорита. Исключается усложненность, перегруженность, излишняя навязчивость рисунков. В этой связи большое значение приобретает открытый фон, одномерность изображения, графическая трактовка орнамента, цельное колористическое решение. Только с такими рисунками будет с успехом решена основная задача современного интерьера: больше света, пространства и воздуха.

Художник АО ⌠Дизайн-мода■ Караваева Т.Ф.
Журнал "В зеркале текстильной промышленности", ╧2, 1998.


Вернуться на главную страницу