Шведская семья

Volvo

Иван Падерин

300 лет без войны - не пустяк. Особенности менталитета, сформировавшегося в таких условиях, для нас, россиян, часто непостижимы. Домашний кот, никогда не видевший дворового пса. Скандинавская сказка.
Старый новый год. В Стокгольме 9╤ тепла. Вокруг - непонятные люди. Чужие. Они флегматичны. На лицах - видимое отсутствие интереса к миру. Они не курят и не разговаривают. На многих - ядовито-яркие светоотражающие куртки и неглаженые брюки. Ну, вот мы и в Швеции. А это - шведы. Они делают Volvo.

Надо сказать, что эту вселенскую вялость жизни мы почувствовали еще по приезде. Здесь никто и ничем не интересуется. И даже "Шведом года" стал не наш коллега, первым перевернувший Mercedes А-класса, а Астрид Линдгрен - "мама" всем известного Карлсона. Самые горячие новости связаны с подготовкой команды лыжников к Олимпиаде в Японии. Раньше хотя бы наш доблестный ВМФ изредка добавлял перцу в пресное шведское житье-бытье - заблудившиеся советские подлодки периодически всплывали во фьордах. Каждый раз это происшествие живо обсуждалось в местных СМИ. Теперь времена не те - с соляркой на флоте напряженка, и шведы совсем закисли.

Вообще-то нам в России уже давным-давно все известно про эту скандинавскую страну. Шведская стенка, шведский стол, шведская семья и шведский социализм - это все вместе и есть Королевство Швеция.

Для меня, например, шведский социализм был заметен отсутствием пятизвездочных гостиниц, 600-х "мерседесов" и бутиков Armani. То есть, конечно же, вся эта роскошь здесь имеется, только она не на виду. Отель в три звезды - лучшее, что удалось отыскать. После завтрака пришлось убрать за собой посуду...

Внешне наблюдается относительное равенство материального положения (весьма приличного) граждан. Никто не бомжует и не роется в мусорных баках. Но за социальные программы надо платить - налоги высоченные. Автомобильный парк - Volvo да Saab, Saab да Volvo. Очень много Seat - испанцы активно "колонизируют" север Европы. Видел и следы нашего проникновения - насквозь ржавый ВАЗ-2106. Как будто дома побывал...

Развитый инстинкт самосохранения заставляет шведов тратить массу сил на охрану окружающей среды. Возможно, поэтому у них брюки не отутюжены, ведь включенный утюг - это шаг навстречу глобальному потеплению. И так уже +9╤ в январе.

Местные дамы, в массе своей, весьма недурны собой, но до тех пор, пока не начинают говорить по-шведски. По моим наблюдениям, набор произносимых при этом звуков заставляет их надувать левые щеки в 4 раза чаще правых. А это отрицательно сказывается на внешности.

К чему я все это? А к тому, что компания Volvo организовала тест-драйв и выставила на него всю гамму 40-й серии. "Мотор", естественно, не мог остаться в стороне от такого важного события. Настоящие записки - краткий отчет о командировке. Место действия - окрестности городка Мора (Mora), что в центральной Швеции.

Одиннадцатиместный самолетик местных линий 45 минут плыл над облаками, пока не приземлился на летном поле размером с Манежную площадь.

Мора. Знакомство с достопримечательностями начинается прямо в здании аэропорта - в одной из комнат находится местная ВДНХ. Вот местный житель Петер и выловленная им рыба длиной 84 см (портрет рыбы, портрет удачливого рыболова). Вот девочка Кетлин 11-ти лет, отправившая рисунок в ООН (фото здания ООН, копия рисунка). Вот бананы в корзине (бананы в корзине). Пардон - это, оказывается, угощение для авиапассажиров. На всякий случай: бананы привозные, корзина - возможно, местная. Вот сантехника: краны, смесители... Оказалось, что это - тоже гордость провинции Мора. Марка известнейшая - Greta Garbo.

Мора входит в десятку крупнейших населенных пунктов Швеции. Примерно как Челябинск в России. Когда спустя двое суток я заблудился в Стокгольме (примерно как для нас - Москва), то первый попавшийся швед (по брюкам определил) любезно вызвался проводить меня до самой гостиницы. Шли, естественно, молча. Чтобы нарушить это неловкое, по моему мнению, молчание, я стал рассказывать, кто я, откуда и зачем. При слове Volvo мой спутник оживился. "Вы были в Гетеборге?" - сразу спросил он. (Когда шведы говорят "Гетеборг" - подразумевают "Volvo" и наоборот). "Нет, я был в Мора". "Мора? Что это?". Ну, дает швед - про Мора не слышал. А он - свое: "Гетеборг - знаю, Стокгольм - знаю, Мора - не знаю. Что, есть такой город?". Такие они, шведы. Но я отвлекся.

От Мора предстояло ехать на север. На выбор - шесть разных модификаций Volvo S40/V40: 1,6 л (в Россию официально не поставляется), 1,8 и 2,0 л - атмосферные моторы; 1,8 - с турбиной низкого давления; модификация Т4 ("Мотор" #10 (18), 1997 г.) и турбодизель 1,9 л. Каждой твари по паре - с "механикой" и коробкой-автоматом. В тот день я чувствовал себя не очень, поэтому взял себе аппарат поспокойнее - 1,8 л с "автоматом".

Шведы открыли для себя овал позже других. До 1995 года фирма Volvo выпускала автомобили только прямоугольной формы. S40/V40 - первая, полностью отвечающая современным представлениям об аэродинамике, серия Volvo. (Купе 480 1986 года - не в счет. Имеются в виду массовые модели).

Собирают "сороковые" в Голландии, на заводе NedCar в Борне (Born). Машина неоднократно подвергалась тестам "Мотора", поэтому необходимости начинать знакомство с нуля нет - остановлюсь только на некоторых особенностях.

Первые 100 км ничего не дали - ровный асфальт, местами даже просохший. Кое-где - гранитная крошка, ею здесь зимой посыпают дороги. При приближении к идущему впереди автомобилю в наши кузов и стекла попала целая очередь этих камешков. Опасно. Если ехать на родстере, можно и без глаза остаться. Зато никакой химии.

Проигнорировав "памятку водителя" и не разобравшись, что означает светящийся на панели оранжевый треугольник с пиктограммой, похожей на знак "скользкая дорога", я пустился в отрыв. Все шло гладко. Никаких специфических реакций. Поэтому почувствовать действие или бездействие вспомогательных систем стабилизации автомобиля не удавалось. Даже до срабатывания АБС дело не доходило. Несколько раз нажал кнопку DSA - ничего не изменилось.

Но вот пологий скоростной поворот. Внутренний радиус оказался покрытым ледяной коркой. На входе было 130 по спидометру. Сбрасывать скорость и менять траекторию поздно. Прохожу левыми колесами по льду и ожидаю реакции DSA - по идее она должна сработать и удержать машину. Но колеса все-таки соскальзывают со льда наружу поворота и "встают" на асфальт. Дальше все просто - педалью газа увожу автомобиль обратно внутрь поворота, а потом и на "выход".

Опять не ясно - работает система или нет. Если "да", то снос автомобиля на полметра при такой скорости - в порядке вещей. Если "нет", то ничего страшного в этот момент не произошло - машина оставалась подконтрольной.

Так "да" или "нет"? Останавливаюсь, открываю инструкцию: "непрерывно горящая лампочка сигнализирует о выключенной (!) DSA". Так что "обошлись своими силами". Здорово. На тот случай, если кто-то решит проверить, пожалуйста - левый поворот, режим Drive, шины Goodyear Eagle UG400 с шипами. Volvo S40 1.8.

Через час с небольшим приехали в поселок Сялен. Горнолыжный курорт. Но вообще-то здесь хорошо и без лыж. Погода - "плюс два". На ночь глядя отправились в горы на армейских гусеничных транспортерах. На прогулку. Название этой машины забыл - там 8 или 10 букв и цифра. Не важно. Замечу только, что никакой опасности для наших северо-западных рубежей она не представляет. На середине склона одна такая уперлась в мокрый снег, пустила пар и потом еле-еле доползла до вершины.

К следующему дню шведы пообещали нам зиму. И действительно - наутро валил снег. Представители Volvo радовались так, будто увидели его впервые.

На самом деле представилась хорошая возможность оценить работу "фирменных" систем стабилизации.

На этот раз взял самую мощную версию - двухсотсильную T4. Напомню, что осенью здесь же, в Швеции, ее катал наш тест-пилот гонщик Васильев. Поэтому, чтобы разнообразить гамму S40/V40, представленную в "Моторе", и, кроме этого, не утруждать себя переключениями передач, вновь попросил машину с "автоматом". Это новая модификация - во время осенней презентации Т4 речь шла только о "механике".

Убрал сугроб с лобового стекла, пока разгребал заднее - лобовое опять стало непроницаемым. Завелся, включил дворники, обдув стекол, электроподогрев сидений. Удостоверился, что включена DSA. Все, поехали. Видимость - полтора капота, дальше - белая мгла. Врубаем все фары. Они хороши - имеют "свободный" рассеиватель, с которым стали более "дальнобойными". Как раз для таких условий.

У коробки передач три "ходовых" режима: "Drive", "3" (задействованы первые три из четырех передач) и "Low". До шоссе пришлось добираться в режиме "Low", потом перешли на "троечку".

Километров через 10 фары высветили лежащий на сугробе Mercedes. Судя по количеству снега на нем, он находился без движенья как минимум час.

Мы были первыми, кто за это время проехал мимо. Остановились. Развернулись фарами на Mercedes, чем разбудили его "содержимое" - сутулого детину в резиновых сапогах. Живого и невредимого.

Он ехал в сторону Сялена, на пригорке не справился с управлением и, развернув машину на 180 градусов, "ушел" в сугроб. От предложенной помощи детина отказался, сказав, что уже вызвал по мобильному телефону буксир. Тогда наш фотограф максимально вежливо попросил разрешения запечатлеть эту картину для русского автомобильного журнала "Мотор". Швед обрадовался, посокрушался только, что на нем нет галстука и новых сапог. Услышав же, что мы тестируем Volvo, он весь выпрямился, как при первых аккордах шведского гимна, и теперь даже уже не знал, как с нами и разговаривать. Видимо, для него мы стали особо важными персонами. Но мы люди простые - поняв, что бедолага не столько замерз, сколько проголодался, отдали ему последнее - три подушечки "стиморола".

Швед радостно зажевал. А вскоре появился и трактор.

Едем дальше. Снегопад прекратился, индикатор температуры за бортом стал показывать "плюс". Мы свернули с шоссе и двинулись "нехоженым" маршрутом, куда-то в глушь. Было пол-девятого утра, но все, даже самые глухие, дороги уже были расчищены. Лед, кое-где "обогащенный" гранитной крошкой, хранил следы какой-то гигантской колесной машины, которая смела снег. Мы ехали очень быстро, но машину эту так и не обнаружили. Бороться со льдом здесь бессмысленно и, видимо, действительно лучше разбросать по нему крошку. "Крапленый" лед похож на наждачную бумагу и до определенного момента кажется весьма безопасным покрытием.

На скорости 120 в режиме "Drive" машину начинало "мотылять" по сторонам. Шипованный Goodyear не всегда был в состоянии "держаться руля" при порывах бокового ветра. Пришлось снова ограничить коробку тремя передачами. Так и шел 120 на трех, загнав стрелку тахометра за 5 тысяч оборотов. То есть двигатель работал в режиме максимальной мощности. Это чувствовалось. Тяга на ведущих колесах была вполне достаточной для того, чтобы в случае заноса справиться с ним посредством педали газа. Динамика потрясающая, несмотря на скользкую дорогу и коробку-автомат, которую принято обвинять в "задумчивости".

DSA начинала действовать при резком разгоне, и действовала, надо сказать, весьма эффективно: единственное, что напоминало нам о том, что под колесами лед - это мигание уже знакомого оранжевого треугольника на щитке приборов.

Отключил DSA. И сразу почувствовал разницу. Было заметно, что при разгоне теряются мгновения на "шлифовку" льда. На скорости 100_110 машина начинала рыскать и как бы все время норовила найти свою, "оптимальную", траекторию движения. Не страшно - на путь истинный ее можно было вернуть легким движением руля. Но вваливаться на льду в повороты на такой скорости и без помощи DSA я не был готов, прежде всего психологически. Попросту - не стал создавать экстремальные ситуации на свою голову. А вы бы стали? И вот - DSA включена вновь.

После ста километров движения по лесотундре в глазах рябило от снега, елок и торчащих вдоль обочин палок с катафотами. И ни одного прохожего!

Поэтому, когда среди этого безмолвия возник какой-то хутор в три дома с почтой и бензоколонкой, мы не преминули пообщаться с цивилизацией. Зашли в кафе. Держатель заведения - молодой швед, похожий на пуэрториканца (про себя я назвал его "пуэртошведом"). Увидев под своими окнами "заряженный" Volvo, пуэртошвед так обрадовался, что чуть не навернулся: "Вы! Вы участвуете в тест-драйве! Кофе? 10 крон! Volvo - это класс! Чипсы?

30 крон! Купальник? 250! Россия - это класс! Шапочка для гольфа? 80 крон! Туалет? Это за счет заведения!" Судя по всему, торговля в тундре идет ни шатко ни валко. А бесплатные удобства объясняются бережным отношением местных жителей к окружающей среде - лучше пусть за счет заведения, чем за счет природы.

До Моры оставалось 190 км. Запросил бортовой компьютер о среднем расходе топлива. На дисплее появились цифры: 13,7 л/100 км, что объяснимо - ведь машина шла с большой скоростью и при этом не на высшей передаче. Следом подъехали коллеги на S40 с мотором 1,8 л (115 л.с.) и механической 5-ступенчатой коробкой, их результат - 10,6 л.

Субъективно в сложных дорожных ситуациях на версии Т4 чувствуешь себя более уверенно, чем на "простой" S40. Очень строгая и послушная машина.

К подвеске никаких замечаний. На Т4 она, как и положено спортивной версии, жестче и короткоходнее, чем на базовой. Однако разницы этой мы не ощутили - дороги идеальные, даже если они ледяные. Пару раз попадали в глубокие, залитые водой, проплешины. Но подвеска не успевала "среагировать", и машина пролетала их, как "фанера над Парижем". Благодаря увеличенному продольному наклону стоек Т4 обладает лучшей курсовой устойчивостью. На прямой, на скорости 80_100 км/ч, можно придерживать руль одним пальцем. Но когда к нам на "хвост" сел экипаж уважаемой газеты и в азарте погони мы превратили обычный тест-драйв в ралли, влетая в повороты не сбрасывая "курсовых" 120_130 км/ч, - вот тогда уже пришлось рулить обеими руками. И руль Т4 мне резко разонравился. Вернее, рулевое колесо. Отливы на ободе предполагают положение ладоней на "без пятнадцати три", а расположение горизонтальной спицы руля больше соответствует положению "без десяти два". И большие пальцы постоянно приходится тянуть вверх. Регулировка наклона рулевой колонки ничего не меняет. После получаса такой езды я уже не чувствовал своих рук. Днем раньше, на базовой Volvo S40 с ее ровной баранкой, подобного дискомфорта не возникало.

Откидной подлокотник между передними сидениями, вызвавший нарекания нашего тест-пилота и некоторых коллег, на "автоматической" машине уже не беспокоил - активно работать рычагом коробки не пришлось.

На второй половине пути до Моры нам опять никто не встретился, только один лесовоз. Он как нельзя вовремя отсек нас от "преследователей". Обочины дороги были утыканы дорожными знаками с изображением лося. "Национальный" зверь иногда выходит из леса на большую дорогу и может представлять серьезную угрозу безопасности движения. Но нам не встретился и лось. Спалив еще 25 литров качественного топлива, мы приехали в Мора. Сбор "всех частей" был объявлен на аэродроме, но, имея солидный запас времени, мы решили минут на сорок заехать в сам городок.

Мора находится примерно в 28.000 км от моды. Это можно легко подсчитать на примере рейва и других "кислотных" течений, которые здесь только набирают силу. Года три назад они из Лондона дошли до Москвы, потом прокатились по Чукотке и Америке и вот, наконец, добрались и до Моры.

Провинциалы, в отличие от жителей Стокгольма, не так флегматично относятся к жизни. Появление двух иностранцев с фотокамерой и новеньким Volvo стало событием дня. По взглядам "моровчан" чувствовалось, что местный бизнес возлагает на нас большие надежды. Но увы, - кроме деревянных лосей и хоккейной амуниции, ничего интересного мы не обнаружили. Вложив в экономику городка 1 крону и получив взамен шарик жвачки из автомата, мы удалились. А спустя час на уже знакомом "кукурузнике" вернулись в Стокгольм.

Почти за 4 дня мы не встретили ни одного полицейского. То есть полиция, конечно же, есть, но ее как бы и нет. Наверное, для шведов полиция - это рок-группа The Police во главе со Стингом, а не орган внутренних дел. В каждом шведе есть внутренний полицейский - генетически они приучены к соблюдению правил дорожного движения и прочих норм жизни.

300 лет без войны - не пустяк. Скандинавская сказка. Автомобиль Volvo.


c1997-98 ЗАО Мотор Пресс, тел./факс : +7 (095) 142 2795, 142 1935 Email:©editor@motor.ru