[ Продукция] [Отзывы] [ЧаВо] [Статьи] [Как связаться ] [Начало ]
 
©

Вопрос о создании лаборатории
и школы комплексного эстетического воспитания.
Обращение к Генеральному секретарю ЦК КПСС Черненко К.У

  Программа КПСС, решения ХХVI съезда, последующих Пленумов и постановлений, проект ЦК КПСС "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы" выдвинули крупные, в значительной мере новые задачи в области коммунистического воспитания и эстетического образова-ния подрастающего поколения. В этих условиях искусство во всем его многообразии способно внести свой весомый и действенный вклад в решение вопроса разносторонней подготовки личности советского человека, формирования его гражданственности, патриотизма. Это налагает высокую ответственность на работников культуры, предъявляет повышенные требования к тем, кто создает и пропагандирует произведения искусства, прежде всего, к их профессиональной подготовке.
Существующая в учебных заведениях страны система воспитания творческой интеллигенции во многом ограничена. Она направлена на изготовку узкого круга специалистов, не сориентированных на всеобщее эстетическое образование, не обладающих необходимым широким кругозором, имеющих ограниченные знания как в области самого искусства, так и в области общественных наук. Эта система характерна отсутствием комплексной эстетической подготовки подрастающих поколений. А этот недостаток во многом определяется отсутствием специальных кадров и конкретных программных разработок, способствующих осуществлению подобной подготовки. Предлагаемая нами система /основанная на системе музыкального воспитания, разработанной В.Кирюшиным / расчитана на занятия с детьми дошкольного /от З-х лет/ и школьного возраста. Она имеет в виду отработку практическую проверку комплексной программы подготовки спецциалистов, способных к осуществлению всеобщего эстетического воспитания. Специфическими особенностями системы выступают:
-целостность восприятия всего цикла дисциплин и зпнятий;
- раннее предпрофессиональное комплексное развитие дарований и способностей у детей в различных видах деятельности /музыки, театра, живописи, литературы, хореографии, архитектуры, изучении иностранных языков, фигурного катания, тенниса/ в их тесной взаимосвязи с идейно-политическим и трудовым воспитанием;
-завершение предпрофессиоцальной подготовки будущих специалистов широкого профиля в области культуры и искусства, а так же ообщего эстетического образования к концу девятого класса общеобразовательной школы подготовка наиболее способных учащихся к их дальнейщему профессиональному образованию.
В предлагаемой системе комплексного воспитания требуется адекватное обучение и общеобразовательным предметам. В этом плане особый интерес представляют новые методы, разабатываемые на факультете психологии МГУ им.М.В.Ломоносова и НИИ содержания и методов обучэния Академии педагогических наук СССР, которые позволяют изучать общеобразовательные предметы более компактно, с минимальным количеством домашних заданий. Конечная цель предпрофессиональной подготовки - всестороннее развитие личности советского человека, формирование многократного художественного мышления будущих специалистов. Практическое решение вопроса нам видится: во-первых - в создании проблемной лаборатории допрофессионального комплексного эстетичезкого воспитания при одном из учебных заведений культуры и искусства, например, при Московской консерватории имени Ц.И.Чайковского или при методическом кабинете Министерства культуры СССР, или при НИИСМО АПН СССР. /Ведущей идеей лаборатории должна стать разработка конкретных цпрограмм и учебных пособий методических рекомендаций как для профессиональной, так и общеобразовательной школы/; во-вторых - в наборе уже в предстоящем учебном году экспериментальных подготовительных групп /из детей от З-х до 6-ти лет/ и первых трех классов на базе одной из общеобразовательных школ города Москвы. Базой для деятельности лаборатории могут стать: общеобразовательная школа с интернатом для иногородних детей и прикрепленные к ней детские дошкольные учреждения. Согласно предварительной договоренности, курирование школы могли бы взять на себя: кафедра педагогической-психологии МГУ им.М.В.Ломоносова и НИИСМО АПН СССР под руководством членов-корреспондентов АПН СССР Н.Талызиной и В.Монахова. Доя работы как в лаборатории, так и в эксперементальных классах и группах необходимо привлечь целый ряд талантливых педагогов-практиков, выработавших в течение многих лет уникальные индивидуальные методики преподавания различных видов искусств, имеющих многогранный опыт и конкретные программные разработки по различным предметам. Для создания условий педагогическому составу, проводящему эксперемент целесообразно разрешить работу по договорной системе без огранячелял совместительства в пределах лаборатории и школы. Исследования в области всестороннего эстетического воспитания, каторые проводились в ряде стран, показывают, что ребенок, прошедший подобную подготовку, приобретает способность более эффективно решать задачи как художественного, так технического или производственного плана. И как следствие: деятельность такого специалиста в любой области общественно полезного труда является более эффективной и качественной, чем у специалиста не прошедшего школу эстетического воспитания. Нам представляется, что осуществление предложенных мероприятий и планируемый эксперимент могли бы стать формирующим звеном и сыграть в целом плодотворную роль в развитии культуры нашего народа.

Народный писатель КиССР, Лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, Лауреат Государственной премии КиССР, Герой Социалистического Труда, Председатель правления союза кинематографистов КиССР, секретарь правления союза писателей СССР, действительный член Академии Наук КиССР, Депутат Верховного Совета СССР Ч.Айтматов.

Заслуженный деятель исскуств РСФСР, директор Государственного музея имени А.С.Пушкина И.Антонова.

Народный артист СССР, Лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, Герой Социалистического Труда, секретарь правления Союза кинематографистов СССР, профессор ВГИК, Депутат Верховного Совета РСФСР С.Бондарчук.

Народная артистка СССР, Лауреат Ленинской и Государственных премий РСФСР, солистка Государственного академического большого театра СССР, Депутат Верховного Совета СССР Т.Синявская.

Действительный член Академии Наук СССР, директор института Востоковедения АН СССР Е.Примаков

Заслуженный Мастер спорта, одинадцатикратная чемпионка Европы, десятикратная чемпионка Мира, трехкратная чемпионка Олимпийских игр И.Роднина

Народный артист СССР, Лауреат Ленинской премии, проффесор Московской консерватории имени П.И.Чайковского, художественный руководитель и главный дирежер Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР Р.Рождественнский

Народный артист СССР, Лауреат Ленинской и Государственной премии РСФСР, артист Государственного Малого театра И.Смоктуновский.

Народный артист СССР М.Магомаев

Так же подписали: С.Герасимов, З.Долуханова, А.Зайцев, И.Заринь, А.Зархи, Л.Кербель, А.Полянский, Е.Розанов, Т.Малашкина, В.Атлантов, А.Гребнев, М.Прудкин, Э.Ладыгин,

©©

[ Продукция] [Отзывы] [ЧаВо] [Статьи] [Как связаться ] [Начало ]