[ Продукция] [Отзывы] [ЧаВо] [Статьи] [Как связаться ] [Начало ]
 
 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РСФСР©

ГОСУДАРСТВСННЫЙ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени ГНЕСИНЫХ

  О СИСТЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА©

/ краткий отзыв на педагогическую систему В. Кирюшина/©

-В течение почти двух десятилетий профессора и преподаватетели института им. Гнесиных, профессора и преподаватели других учебных заведений г. Москвы, врачи-исследователи , психологи ,.входящие в Постоянную Коглиссию по вопросам эмоционально-образного развития Личности ребенка.наблюдают и анализируют систему развития: музыкальных способностей детей,а через нее и общих способностей, разработаннуюи апробированную в различных учебных заведениях В.Кирюшиным.©

Для сведения различных организаций, ответственных за образование и развитие детей /как общее, так и специальное /, мы считаем необходимым дать краткий отзыв об этой системе. Педагог-музыкант с 36-летним стажем работы в самых различных учебных заведениях -от Музыкально-педагогического института / аспи-рантом которого В.Кирюшин являлся/, музыкального училища детской музыкальной школы до подготовительных дошкольных групп и даже до внутриутробного развития ребенка - В.Кирюшин за этот срок .лично обучил свыше 5000 учеников самого различного возраста и способностей© Им было проведено свыше 400 семинаров.на которых присутствовало не менее 10000 педагогов музыкальных школ.общеобразовательных учреждений музыкальных колледжей и.консерваторий./Разрзботки автора охватывают материал всех этих учебных заведений и используются как в работе с детьми, так и со студентами/. Кроме того, через специальные комлплекты.включающие: обучающие мифы-сказки, песни-правила /. Вместо общепринятых учебников/, обучающий иллюстрационный материал, книжки-раскраски, видеоуроки,обучающие спектакли.аудиокассеты© для пения по нотам, самоучители для записи музыки и аудиокассаеты для определении на слух средств музыкальной выразительности только за© последние годы обучилось и обучается не менее 350000 человек не. считая пиратского использования продукции/. Свыше 600 музыкальных и общеобразовательных школ©© дошкольных учреждений музыкальных коледжей и вузов почти в 60 регионах России используют в той или иной мере настоящие разработки. В ряде городов -Туле Волгограде Улан-Уде Рыбинске ,Омске, Ишиме ,Тобольске, Тюмени ,Краснодаре и других орга- низованы специальные Центры и гимназии на основе данной методики Министерством культуры РФ заказана и рекомендована к внедрению программа для подготовительных дошкольных групп и детских музыкальных школ. Разработки автора рекомендованы к внедрению в России Комитетами по образованию, науке и культуре Государственной Думы© Совета Федерации, Российской Академией наук. Российской академией образова- ния, рядом министерств. Интерес к данной методике объясняется тем, что в большинстве своем, обучающиеся по системе Кирюшина дети, никогда не былиспециально отобраны и обладали весьма посредственными музыкальными© и общими© способностями /это видно Даже неспециалистам, посетщавшим занятия и© просматривающим съемки телевизионного фильмас 93 уроками автора системы, это же подтверждается и многочисленными отзывами родителей направленными.как автору методики, так и в министерства оразования© и культуры, отзывами педагогов-методистов, ученых и выдающихся деяте лей науки и культуры /свыше 4000 тысячей подписей/. Более 3000 учеников Кирюшина за эти годы стали музыкантами-про фессионалами,закончив самые престижные столичные учебные заведения© многие защитили диссертации..работают в Большом театре, других театрах© столицы,в различных вузах и колледжах, в музыкальных школах© являются© музыкантамн-исполнителями, музыкальными редакторами на радио© и телевидении , пишут музыку для профессиональных исполнителей. Мно- гие работают за рубежом в различных учебных заведениях© и музыкальных коллективах , некоторые стали Лауреатами международных конкурсов.© Всех их объединяет то, что основы своего музыкального воспитания они получили на занятиях у одного и того же Учителя и у большинства© из них еще в дошкольный период обучения был развит полноценный© абсолютный музыкальный слух, базирующийся на самых высоких профессиональных знаниях, умениях и навыках. Те же.кто не пошел учиться в© проффессиональные музыкальные учебные заведения, закончили© другие© вузы и стали работать врачами,артистами,химиками© математиками и т.п. Во всех детских учебных заведениях по отзывам родителей -педагогов бывшие ученики Владимира Викторовича , проучившиеся у него все го по году.два, всегда показывали более яркие, чем у других© результаты. У них была лучшая успеваемость практически по всем предметам они быстрей схватывают и новый материал,у них был больший обьем памя ти и большая скорость мышления©© они были более внимательными сосре точенными и активными эмоционально раскрепощенными имели свое мнение и могли его отстаивать. Происходило это оттого что система раз-вития музыкальных способностей -а через них,и это главное, общих спо-собностей ребенка базировалась не только на логическом но и главным образом, на эмоционально-образном восприятии, которое значительно легче и свободнее способно осваивать .любое количество самой сложной информации и откладывать ее в подсознании.А это дает возможность не столько осознать предмет освоения,. сколько прочувствовать его в целом, подготовив к дальнейшему более полноценному его логическому восприятию.©

В течение почти трех десятилетий ученики Кирюшина /особенно с младшего возраста/ с его помощью разрабатывали систему сюжетов для© правил-сказок на самой высокой профессиональной острове, разрабатывали сценарии радиоспектаклей. рисовали и создавали словесные портреты: профессиональных понятий и терминологии музыкального языка. При этом дети находили эмоционально-образные характеристики интервалов. Аккордов© гармонических функций.нюансов, других средств музыкальной выразительности. Обобщая их, находили мнемонические связи с родным©
языком, искали цветовые характеристики, переводили самые трудные термины в понятные для их уха созвучия, тем самым придумывая новые имена будущим персонажам многочисленных мифов-сказок, пасен-правил. Далее они переводили свои находки в конкретные образы© отраженные в© сотнях рисунков. Таким путем впервые в мире былаа создана цельная система обучения, построенная на образном восприятии, с одной стороны позволяющая в огромной степени "свернуть" необходимую для обучения информацию в единый эмоционально-образный "сгусток" .доступный для свободного и легкого восприятия детьми самого различного возраста, с другой стороны, самими же детьми был создан почти реально существующий для них мир с героями им близкими и понятными.Это могли быть© и люди и говорящие /думающие/ звери.птицы.одушевленные деревья, цветы. . . . Так как все образные находки были открыты и придуманы самими детьми, так как в течение нескольких лет.пока образная система окон-чательно выкристаллизовалась.преобрела законченный вид, а образы действительно стали объективными /ведь характеристики из поколения в поколение у сотен и тысяч детей повторялись/,то их восприятие новым составом детей (следующих поколений было уже в десяток раз более активным и прочувствованным. А от этого процесс обучения буквально "свертывался во времени" и проникал в подсознание учеников почти беспрепятственно. Ведь каждый ребенок искренне верил в развертыва-ющийся перед ним мир и от этого он все более хотел его познать / а в дальнейшем и самостоятельно участвовать в его строении /.©

©Именно поэтому,наверное, дети самостоятельно без какого-либо нажима со стороны учителя или родителей могут по десятку раз© "крутить на магнитофоне" одни и теже полюбившиеся им радиоспектакли Такой подход позволил осваивать самый сложный профессиональный© материал непрофессионалами / такой материал по современным мето-дикам часто изучается лишь в специальных средних или даже высших учебных заведениях / даже детьми дошкольниками. Причем, в одних и тех же© группах у педагога могли заниматься дети не только© самых разных спо-собностей но и разных возрастов - от двух с половиной лет допятнадцати /иногда были и взрослые пятидесятилетние люди/. Ведь образное©© восприятие с яркой эмоциональной окраской базируется не на работе© логического левого полушария головного мозга, а затрагивает прежде всего всего "творческое" правое полушарие /в современных методиках почти не востребованное/. Медицинские исследования последних 20 лет, проводимые Медико-пе- дагогической лабораторией под руководством доктора медецинских наук В.Базарного, показали.что в этом плане наша и зарубежная педагогика пусть ибессознательно совершает преступление пред будущими по-калениями -ведь в результате ее однобокого левополушарного воздей-ствия из года в год происходит "обесчеловечивание" этих поколений. Не работая полностью мозг человека постепенно теряет свой качест-венный© потенциал, а люди без развитой прабополушарной деятельности постепенно теряют творческий потенциал и все больше становятсяне исполнителями. Особое значение развития педагогики связанной с восприятием через правое полушарие, имеет для новорожденных / у которых именно об-разное восприятие наиболее яркое и сильное/ и у детей с ограниченными умственными способностями.Ведь именно у последних чаще всего дефект их мышления© связан с логикой восприятия. Образный же канал готов обычно к функционированию. /Мохно представить , как при соответ-ствующей© разработке педагогическая система о© которой идет речь,могла бы оказать неоценимую помощь в обучении детейинвалидов и какие ог-ромные финансовые затраты были бы снижены в процессе адаптации та- ких детей к нормальным людям/.©

/ Здесь необходимо обратить особое внимание на то, что дети искренне ВЕРЯТ в предлагаемый им мир. Они верят не столько логикой сколько чувствами и представлениями.И это понятие ВЕРЫ чрезвычайно ценно так как именно из него в дальнейшем в сердцах и чувствах детей он©©©©©©©©©©© станет постепенно переходить в ВЕРУ ВЫСШИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. / Но это вопрос отдельный и в данном документе специально рассматриваться не будет/.©

©На занятиях Кгрюшина дети слушагат сказки, поют песни, участвуют в их создании, рисуют читают стихи, исполняют с названием нот специальные упражнения, определяют© на слух различные средства му-зыкальной выразительности. Причем, в отличие от занятий с обычными педагогами и в общеобразовательной, и в музыкальной школе делают это с жаром, активно,с огромной заинтересованностью. Весь процесс© обучения проходит либо в контакте с учителем /без каких-либо домашних задании/, либо в сермье через фоновое восприятие мелодий со специальных© аудиокассет, либо через слушание 350 шедевров мировой музыкальной классики /специально подобранной в исполнении лучших музнкантов мира/либо через просрмотр обучающих видеофильмов. чтение сказок, раскрашивание к ним иллюстраций. В результате всего этого дети до тонкостей САМОСТОЯТЕЛЬНО осваивают предлагаемый им материал и, что часто бывает,не с самим Кнрюшиным.а с другими преподавателями иногда знают его лучше этих педагогов.Тем самым они во многом не зависят от преподавателя а поэтому и становятся более самостоятельными, раскованными, имеющими свой взгляд на те или иные сказочные события, становятся людьми,слособными выдвигать свои версии, рассуждать со знанием дела /в том числе и с профессио-©
нальными знаниями/ о поведении того или иного героя. В общем© соприкасаясь с методикой Кирюшина, дети даже не знают о том, что их при этом обучают. Они© в основном, творчески сотрудничают со своим Учителем, видят в нем своего друга , товарища , общаются с ним на равных. Через два, три года неожиданно для самих учащихся и их родителей /которые тоже как бы обучаются, ибо всегда© присутствуют на занятиях/.а так же педагогов.периодически наблюдавших за обучением детей оказывается .что ученики прочувствовали и освоили такое огромное колличество материала, которое при обычном подходе даже в професси-ональных учебных заведениях осваивалось бы лет десять,двенадцать.А в результатенезаметно для себя .они начинают анализировать музыкальные произтзедения, пробуют самостоятельно сочинять стихи и музыку сами просят, чтобы их научили играть на музыкальных инструментах. /Интересно отметить факты,когда в процессе определения и воспроизведения мелодических построений ритмических рисунков, средств музыкальной выразительности или даже чтения нотного текста с листа дошколята часто ставили в тупик даже умудренных опытом преподавателей специальных учреждений.©

Особенно следует остановиться на главной разработке автора пособии для развития абсолютного музыкального слуха мышления и па-мяти.Система упражнений© входящих в пособие / 8 аудиокассет с©
профессиональной записью исполняемой кстати первым учеником Кирю-шина© прошедшем внутриутробное обучение/ основывается на восприятии©© уникальных мелодий,построенных на слециально вычлененных музыкальных "формулах-блоках"./ Работа по их вычленению© как частотного словаря музыки заняла почти 20 лет. Для чего было проанализированно© свыше 2000 произведений интернациональной народной, классической эстрадной музыки начиная с XII века и до наших дней/. В результате оказалось что с помощью данных аудиокассет стало возможным обучать детей не только с колясочного возраста но и еще во внутриутробном состоянии.Взрослые же с помощью данной разработки по свидетельству многих педагогов с ними сталкивающихся оказались в состоянии обучать сами себя в не зависимости от предыдущего опыта всего за два три месяца! И это вместо 10-15 лет обучения в специальных учебных заведениях. В процессе работы с аудиокассетами было замечено, что практически у 80-90% учащихся вырабатывается не только так называемый абсолютный слух.но и резко развивается память, скорость мышления что и ведет к более быстрому запоминанию музыкальных произведений вместо 10-12 фортепианных пьес в течение года такие дети были в состоянии сыграть 60-70/ способствут освоению счета чтения иностранных языков.Ведь благодоря уникальности музыкально-технологического языка разработанного еще в средние века ГВИДО АРЕТИНСКИМ совмещающего образное и логическое восприятие у ребенка даже в грудном возрасте как стартером запускаются© его интеллектуальные способности. Кроме прочих преимуществ данной разработки с помощью аудиокассет и других разработок© описываемая методика в состоянии решить до сих пор не разрешимую проблему- всеобщую музыкальную грамотность населения в состоянии способствовать познанию музыкального языка музыкальной культуры миллионами.Ведь в отличие от других методик она позволяет заниматься не с 6-8 летними детьми как это практикуется в музыкальных школах а© с огромными группами детей и взрослых / до 2000 тысяч человек как показали занятия в колонном зале Дома Союзов. Конечный результат таких занятий всего за© два три года© по оценке десятков преподавателей гораздо выше музыкальной школы. Через радио же и телевидение через систему мультфильмов и спектаклей обучающаяся на основе образного восприятия аудитория может быть расширена до дасятка миллионов. И главное все же не только обучение всех желающих профессиональному музыкальному языку а через его освоение© - развитие полноценного интелектуального аппарата индивидума.ведь с появлением специальных мелодий построенных на частотных формулах-блоках возникла возможность с самых первых мгновений жизни наземле дать ребенку один из самых необычных и эффективных языков логико-эмоционального общения.©

Ни математика ни другие точные науки ни даже другие исскуства© не могут пробудить потенциал ребенка с первых дней месяцев его жизни.А музыка© это может сделать. И еще одно замечание..... Язык который предлагается использовать с новорожденными резко отличается от других языков мира.В нем всего семь фонем которые дают ограниченное колличество сочетаний.В семи группах тональностей таких важныхсочетаний наберется не более 500 / в вербальном обиходном языке современный человек© должен освоить не менеее 4000-5000 слов и выражений/. Ясно что даже не обладая выдающимися способностями любой человек при его желании / или желании его родителей / в состоянии научиться мыслить и разговаривать на этом языке непривычном для большенства населения планеты. А это еще раз подтверждает тезис чио музыкальный язык необходим для освоения умственно отсталых детей.Именно он может дать им необходимый талчок для развития. Мало того слушание кассет© и пение специальных упражнений с названиями звуков привело еще к одному ранее не предсказуемому результату касающемуся здоровья детей.© Во-первых, эта деятельность уже через месяц, два полностью избавляла детей страдающих заиканием от их болезни. /Опять же мыслить и говорить пропевать всего семь фонем гораздо легче чем говорить на обиходном языке.© А во-вторых. . . Опробование впервые этих кассет в НИИ педиатрии Россий ской академии медицинских наук показало что они положительно воздей ствуют на недоношенных детей и их матерей. У таких детей улучшалась ферментация крови они стали быстрее набирать вес стали более активными и энергичными. В результате их медикоментозное лечение по предписанию врачей заменялось музыкально-терапевтическим. Дети слушавшие музыку быстрее других стали выздоравливать и выписываться из клиники. А у их матерей почти у всех улучшилась лактация / что в настоящее время является всемирно признанной проблемой /. О работе отделения недоношенных детей в этом плане сообщалось на Международной научно-практической конференции "Традиционные ине традиционные методы оздаровления детей" в г.Москве.Ведущий эту тему специалист НИИ защитила докторскую диссертацию. Кроме НИИ педиатрии в течение трех последних лет были проведены исследования в Центре акушерства и геникологии России винституте повышения квалификации медицинских работников. Эти исследования в том числе с помощью уникального прибора контролирующего систему мать-плод подтвердили что слушание музыки и особенно© данных мелодий в течение ограниченного времени /15-20 минут за сеанс приводит к значительному улучшению кровообращения матери и ребенка к улучшению их эмоционального и физиологического состояния к более эффективному насыщению жизненно важных органов кислородом и витаминами к всплеску энергетики. Мало того выяснилось что слушание кассет во время родов приводит к тому что они протекают почти безболезненно.И вместо того чтобы кричать матери пели знакомые им мелодии. А малыши появляясь на свет© свой первый крик издавали даже в© той тональности в которой исполнялись чудо-попевки./ Имеется отчет о проделанной в течение двух лет работе Лаборатории физиологии Центра акушерства и геникологии России доктора медицинских© наук В.Филимонова./ Совместными усилиями психотерапевтов.врачей, педагогов© эксрасенсов была выработана гипотезачто столь сильное воздействие специальных мелодий оказывается потому что заложенная в ребенке покалениями "генетическая энергия восприятия музыки" вступает в резонанс с непосредственным звучанием реальных мелодий построенных именно из вычленненых из тысяч произведений попевках. Отсюда идет обмен внешней энергии и энергии ребенка идет его "подзарядка"© и© "очищение". /У взрослых данные мелодии так же снимают стресс улучшают общее состояние стабилизируют кровяное давление/.©© Данные исследования конечно же нуждаются в дальнейшем продолжении.Для этого нужно организовать специальную лабораторию в работе которойготовы принять самое деятельное участие: ученые Института психологии Российской Академии наук Центра акушерства и гинекологии Академии музыки имени Гнесиных Института музыкальной терапии Академии медицинских наук консерватории и другие специалисты. В результате подобных исследований можно было бы составить действительно обоснованные программы для целенаправленного лечения различных групп больных с помощью музыкальной терапии управлять процессами эмоциональной и интеллектуальной деятельности детей с самого раннего периода их развития.Таким образом мог бы быть сделан первый шаг по улучшению генофонда страны который в настоящее время просто в удрученном состоянии.©

Выше описанный обзор методики В.Кирюшина почти полностью освещался на телевидении / около 40 передач /в прессе / свыше 80 статей /специальных изданиях и на радио. По мысли автора и на наш взгляд на основании существующих разработок в самое короткое время /примерно 3-4 года/ возможно перенесение данной методики на любой предмет общеобразовательного цикла. В результате чего может быть разработана пренципиально иная чем общепринятая классно-урочная театрально-образовательная педагогика с созданием на ее основе обучающей педагогической индустрии /система игр компьютерных программ игрушек сувениров и т.д./ Это позволит сначала прочувствовать а затем осознать любой предмет любые знания еще в дошкольный период. А в школе на их базе вся программа сможет осваиваться не за 11 лет а всего за пять шесть.причем диких перегрузок и эмоциональных стрессов. Настоятельно рекомендуем обратить© внимание на уникальную работу нашего соотечественника и по возможности сделать все необходимое для внедрения результатов этой работы в широкую педагогическую практику общеобразовательных и специальных учебных заведений. Для этих целей необходимо открыть сначала одну экспериментальную "Материнс- кую школу", в которой будущие матери через воздействие различных искусств /живописи.музыки.литературы, театра/ могли бы подготавлива-ться к роли первого домашнего учителя для своего малыша, а своего ребенка начать развивать и обучать еще во внутриутробном состоянии. Далее должна быть организована Целая сеть таких школ. Для теоретиче-©
ских же разработок автора и их практической апробации в целом НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ ЦЕНТР ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА а при нем УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС /дошкольные группы гимназия колледж/ с соответствующими научными Лабораториями. Тем самым была бы заложена основа развития поколений нашей страны на совершенно иной интеллектуальной базе на много десятилетий вперед.©

Зам. председателя Комиссии© ЭОРЛР декан дирижерско-хорового факультета ,

профессор©©© /Л. Попова/©

©©

[ Продукция] [Цены] [ЧаВо] [Статьи] [Как связаться ] [Начало ]