[ Продукция] [Статьи] [ЧаВо] [Цены] [Как связаться ] [Начало ]
 
 
 
  УМУ УЧИТЬ -ТОЛЬКО ПОРТИТЬ?

Это только в старых и добрых сказках из гадких утят сами собой к сроку вырастают прекрасные лебеди. В жизни, увы, все обстоит совсем иначе. Тем не менее в родительской среде существует стойкое мнение: "Нами никто не занимался, ничего, в хороших людей выросли". Неужто и вправду.

Можно ли талантливым человека воспитать или дар этот сродни манны и ждать его стоит исключительно с небес? Увы, пока, насколько мне известно, с небес падают лишь кирпичи да птичьи экскременты, а эрудиция и талант развиваются и приумножаются по другим законам. Как? Теоретики уже давно ответили на этот вопрос: необходимо заставить активно работать правое полушарие мозга, отвечающее за эти столь лестные любому "черты характера". Практикам посложнее: разбудить "спящую красавицу" - задача, оказывается, не из легких. Тем не менее уникальное средство от посредственности, стереотипности мышления, уныния в думах найдено. Понятно, что речь идет не о каплях или пилюлях заморских, а о методике обучения - сугубо российской. Автор ее - Владимир Кирюшин.
Об этом человеке я слышала много отзывов. Вот два из них. Первую характеристику работе Кирюшина дал еще давно ака-демик Колмогоров: "Вы нашли механизм запуска всего интеллекта человека". Вторую, примерно в то же время, - Министерство образования - "автор представленных работ не знает элементарных азов советской музыки". Итог развернувшимся прениям подвел Гришин. В беседе с Кирюшиным тогдашний партбосс доверительно сообщил: "Нам умный народ не нужен". Народ-то, конечно, им ну-жен не был, кто спорит, а вот о собственных дитятках и внуках позаботиться не мешало. Поэтому педагогическим мастерством Кирюшина не брезговали ни сам Гришин, ни Черненко, ни любимица всех детских акций Катенька Лычева.
Можно заставить человека сочинять в стол, но учить в тумбочку - нельзя. За 35 лет педагогической деятельности Кирюшин выпестовал пять тысяч учеников. Говорят, что педагог состоялся, если среди его учеников не найдется ни одного преступника. Так вот, преступников нет, как, впрочем, и работников неумственного труда (не в обиду им будет сказано). Серок воспитанников Кирюшина защитили диссертации, около трех тысяч уехали за рубеж и благополучно здравствуют - тоже своеобразный показатель качества: там дураки не нужны, своих хватает.
Упаковать в футляр казенного слова "методика" то, чем занимается Кирюшин, можно с большими оговорками. Он (не удивляйтесь) рассказывает ученикам собственные сказки. Как в обычных сказках, в них живут добрые и злые герои, честь борется и побеждает бесчестие, только решено все это в музыкальных образах. Сказки свои Кирюшин проигрывает на фортепиано. И у персонажей странные имена - СОЛЬдат, ЛЯсточка, СИний хвост драко-на, РЕпа. Вот начало одной из сказок.
...Далеко-далеко, за двумя черными горами, жил добрый МИшка Егор, который любил путешествовать по лесу. Однажды, прогуливаясь, МИшка переплыл Р╟ку. Оказавшись у противоположной стороны, у черных гор, увидел он ДОм, в котором жил добрый дед. Этот ДОм был очень дряхлый, как и его хозяин...
Основного текста и иллюстраций оказывается достаточно для того, чтобы ребенок подсознательно освоил практически все основы музыкальной грамоты. Впрочем, до-ре-ми - это ягодки. Двенадцать названий септаккордов (комбинации звуков) узнавать на слух не пробовали? Кирюшин рассказывал, что после окончания консерватории он мог отличить друг от друга только девять септаккордов. А вот его ученики - шестилетняя мелюзга -запросто схватывают и запоминают все двенадцать.
"Я пришел к интересному выводу, - говорит Кирюшин, - менталитет нашей страны происходит от слова "лень", вот Ленин например. Если у нас что-то не получается, эти не из-за плохих способностей, а потому что всем лень думать, лень собираться и заставить себя что-то сделать. Преодолеть лень можно двумя способами: либо плеткой, либо творчеством, третьего не дано. Плеткой всех не излупишь, устанешь. Значит, необходимо придумать что-то такое, что приведет детей к творчеству. Взрослый на это не способен. Интересное для ребенка может придумать только ребенок. Я  даю им только толчок - твори, а дальше детская фантазия не знает границ".
Я где-то читала, что ласточка, прекрасная, вольнолюбивая птица, парящая высоко за обла-ками, не может взлететь просто с земли. Ей обязательно нужна изначальная высота - крыша дома или дерево. Дети, мне кажется, чем-то похожи на ласточек. Чтобы подняться вверх, кем-то стать и чего-то достичь, им также нужен трамплин. Кирюшин занимается тем, что строит такие трамплины. Конечно, не все его ученики становятся музыкантами, и слава Богу. Но то, что все оказываются талантливыми, ищущими, думающими людьми, тут уж, извините, фирма гарантирует.
В поисках Кирюшин необуздан. Он создал и записал кассеты с особой музыкой. Считает, что эти записи дают мощный толчок развитию ребенка в период его внутриутробного состояния. Они, подобно стартеру, запускают в действие весь интеллектуальный аппарат будущего человека, способствуют образованию блокового мышления. Скорость развития эмбриона, когда за девять месяцев из биомассы рождается человек, уникальна. И именно в этот момент колоссального выброса энергии необходимо и можно на сознание ребенка благотворно воздействовать.
"Слушайте музыку сами", - советует Кирюшин беременным. "Кладите магнитофоны в коляску, - убеждает молодых мамаш. - Пусть записи звучат в доме, когда ребенок сидит на горшке, возится в куклы, ест кашу".
На одном из занятий, пока дети играли в очередную кирюшинскую сказку, я разговорилась с ожидавшей своего чада мамой. "Я очень волновалась, - рассказала она, - что у меня растет "серая" дочь. Случайно друзья вывели на Кирюшина. Еле упросила взять дочку в переполненную группу. Машенька старше всех - ей 10 лет. Вот посмотрите теперь ее рисунки, сказки сама сочиняет, даже музыку пишет, правда еще очень "неуклюжую". Молодая мама, видимо, решив, что еще не окончательно убила меня разносторонними интересами дочки, под конец беседы сообщила: "Знаете, что меня больше всего потрясло: она всего "Евгения Онегина" на шуточный спор за два дня выучила..."
Кирюшин уверен: его методика легко переносится и на другие учебные предметы. К примеру, физику. Полюбить эту науку нормальный школьник может, скорее всего, вопреки существующим учебникам. Но попробуйте назвать скучную физику планетой Физушей, физические явления - титанами физявпами, атомы - атомушками... "Вводный курс физики запросто может осилить малыш еще в начальной школе", - заверял меня Кирюшин...
Перечиталая все написанное и ужаснулась: поручилось поздравление юбиляру. Не хотелось бы. Кирюшин - разный. Поначалу меня коробила его манера общаться с учениками. То он резко одернет ребенка:
"Если спать пришел, уходи из зала", то обзовет дурачком, ударит воздушным шариком... Оказалось, это продуманный прием: "Я сознательно давлю, кричу, создаю стрессовые ситуации темпом ведения урока и тем самым бужу детей, заставляю их быстро мыслить. Было бы у меня 12 лет обучения для одной группы, а не полгода, может быть, тогда не давил бы, а создавал уютную атмосферу для познания. Но сомневаюсь. Моим ученикам жить в жестком мире, где надо постоянно отстаивать свои знания, достоинство. Мягкотелые, безразличные, "совковые" не выживут". И что интересно, бывает, на Кирюшина обижаются родители: ой, неласков, ой, невнимателен. Но только не дети.
А теперь вернемся от сказок и задумок Кирюшина к реальности. Кому нужен этот вулканизирующий идеями педагог? Никому! Самостоятельно ищет спонсоров для издания кни; и пластинок, самое гоятельно их распространяет, организовывает лэкции для педагогов, пишет прошения об организации центра эмоционально-смыслового обучения. И бьется, бьется лбом в глухую стену российского образования. А пока она противостоит напору, американцы подобный центр уже создали, закупают в огромных количествах кирюшинские книжки и пластинки.
Недавно по всем учебным заведениям был разослан циркуляр, подписанный заместителями министров сразу четырех министерств - образования, культуры, социальной защиты и здравоохранения. Мол, рекомендуем - внедряйте. И что? Уроки музыки - как зеркало российской педагогики -тема отдельного разговора. К примеру, в не самой плохой московскои школе они проходят так: учитель ставит пластинку на проигрыватель, и ученик должен по первым аккордам песни узнать, кто будет петь - Дима Маликов или Женя Белоусов. Узнал - пятерка, нет - сиди до посинения слушай... Сомневаюсь, что такой педагог будет напрягаться и самостоятельно заполнять пробелы в собственном образовании. Во всяком случае, сегодня для многих прожекты Кирюшина просто недоступны. Хотя есть и последователи, вооружившие-ся его книжками, методиками, пластинками, но их единицы.
Россия - не Америка. Понятно, что в наших условиях трудно найти миллионы на создание центра. Но хоть мастер-классы сродни тем, что ведут знаменитые педагоги по вокалу и балету, можно бы организо-вать. Что-то похожее Минис-терство образования попыта-лось устроигь в прошлом году. Один раз. А Москва и вовсе молчит.
Помните гришинское: "Умные люди нам не нужны"? Сегодня - тоже?''
Мария КОЛОСОВА.

 

 
 
 
[ Продукция] [Статьи] [ЧаВо] [Цены] [Как связаться ] [Начало ]