|
Изьять из педагогики
педагога.
Оказывается в России есть школа в которую можно
<поступить> уже в материнской утробе. Создатель и попечитель ее -известный
педагог Владимир КИРЮШИН, человек фантастически талантливый, фантастически
трудолюбивый.
- Первый вопрос для меня во всем, - говорит Владимир
КИРЮШИН, - вопрос этики. Будь разговор о музыке, математике, политике.
О школе - тем более. Что мы сегодня имеем? Школу, в которой преподают лень,
стыд, вину, страх. Задавая уроки, учитель и сам не вериг, что все это будет
сделано. А за несделанное ученик будет бояться, юлить, врать, лицемерить.
Вот тебе и власть. Вот тебе и раб. Для производства рабов учителя не нужны
- нужны дрессировщики и надсмотрщики.
Вот почему я за то, чтобы изъять педагога из
педагогики. Хотя бы временно. Но изъять.
Часто задумывался - где точка отсчета падения
страны? И пришел к выводу, что этой точкой является наш тихий учитель.
Марья Петровна начинает спрашивать: <Петров, скажи мне, пожалуйста... как
ты думаешь... сколько у нас... по-твоему... будет... если мы... к примеру...
к 13 прибавим 18? Отвечай!>
Смотрите, сколько слов наговорила, время потянула,
деньги утащила у государства, ученика развратила, потому что он уже понимает,
что можно и так работать. Петров отвечает таким же образом:
<Марья Петровна... я думаю... что если к 13 прибавить
18>,- и это в темпе в десять раз тягучее, чем она. - <Мне кажется... что
это будет 51... >(Потому что ему подсказали, он не думал) Марья Петровна
за свое: <Петров, подумай, внимательно, если к 13 прибавить 18, сколько
все-таки это у нас будет>. (Посмотрите, какая игра идет, на время! С первого
урока и много лет.) И в конце-концов Петров слышит правильную подсказку,
и Марья Петровна ему говорит <Вот видишь, когда ты хорошо и внимательно
подумал, у тебя вое получилось. Лучше медленно думай, но правильно отвечай!
Я за это тебе ставлю <хорошо>.
Она дала ему жизненный урок, после которого Петров
не может вырасти нормальным человеком. Он будет красть свое и чужое время,
он будет обманывать себя и других, потому что Марья Ивановна не умеет по-другому
учить и жить. Это - национальная трагедия.
Думаю, что в центре Россию будет восстановить
чрезвычайно трудно. На этот процесс, видимо, уйдет масса времени. И генофонд
России, если смотреть из Москвы, находится как раз по ту сторону Урала.
Там, где сохранились (это не по-научному) русская душа и русское сердце.
И доброта еще. Без доброты и заботы ребенок вырастет быдлом. У нас сейчас
куда ни кинь - быдло. Интеллигент - быдло. Академик -быдло. Министр, президент
- из того же теста.
Давайте посмотрим друг другу в глаза. Потому
что генофонд отражается в глазах. Я безумно счастлив видеть живые
глаза детей. И мне так тяжело в метро ездить - там висит черное поле потухших
глаз.
Мне говорят: погодите, все образуется. Я отвечаю:
годить поздно и даже преступно. Мне кажется, что я знаю, что надо делать.
Много лет назад заметил -в большинстве музыкальных
произведений существуют какие-то общие фразы. И они повторяются многократно
у разных композиторов. Стал составлять таблицы этих фраз, назвал их формулами.
Потом, с появлением компьютеров, работа пошла быстрее. И оказалось: формул
этих хоть и очень много, но число их не бесконечно - около четырехсот формул
одного вида и около тысячи - другого.
Поскольку преподавать приходилось очень много,
пришла в голову мысль: а что если обучать детей музыке с помощью этих формул?
Разработал методику, с головой окунулся в практику.
Ведь в педагогике уже долгое время развивается
направление, стремящееся к эффективному, и в то же время -приятному, безболезненному
(если можно так сказать) обучению. Точкой отсчета такого направления является
как раз музыка, так как именно она - первопричина запуска скрытых в ребенке
чувств, эмоций, мыслей. Другими словами - музыка в моей работе является
лишь средством, помогающим ребятам осознать, понять, почувствовать этот
мир.
Результаты поразили: процесс обучения <съеживался>
на глазах, укладывался в какие-то фантастически короткие сроки. После студенческой
аудитории взял подростковую, и, как ни странно, обучение пошло еще быстрее.
Вновь снизил <возрастной ценз> -результат еще лучше.
Так пришел со своим открытием к малышам. Те помогли
продвинуть эту науку дальше. Они стали придумывать для сложных музыкальных
терминов простые эмоци-ональные характеристики (например, обоз-начение
квинты: <заспанная, бедная, усталая>) и даже рисовать эти термины в виде
конкретных образов. Из рисунков рождались целые сюжетные линии, сказки.
Но это были не простые сказки,а невиданной силы обучающий материал.
И еще одно наблюдение: дети, обучавшиеся таким
образом, стали стремительно умнеть. Их интеллектуальный потенциал рос
и не только в музыке, но и в математике, литературе, рисовании, изу-чении
иностранных языков.
Путь вглубь привел к совсем крошечным малышам.
Даже грудным.
Но ведь развитие человека начинается не с момента
рождения, а гораздо раньше... И если музыка - древнейший из языков, заключающий
в себе особое знание, не попробовать ли начать обу-чение еще тогда, когда
формируются зрение и слух, нервная система и рефлексы, то есть в утробе
матери? Если это возможно, то... ребенок уже родится со знанием уникального
языка мировой гармонии.
А внутри нее - свои законы, к которым человек
и не подступался по-настоящему. Я потянул лишь ниточку - и жизни не хва-тит,
чтобы выбрать ее до конца.
Мысли о всеобщем космическом со-знании, о взаимосвязи
всего сущего, причем взаимосвязи духовной - посещают меня часто. Думаю,
что основная ошибка человечества - стремление познать мир с помощью логики
и слова. Эта часть связи с космосом осуществляется, как известно, через
левое полушарив мозга. Возможности такого канала ограничены. А вот "правополушарные"
эффекты и эмоции, на которые
мы считаем вторичными, .на самом деле могут дать
новый толчок в развитии цивилизации. Так что Бог открыт всем, в ком не
воспитан дьявол.
Главное-успеть захватить уникальный период
развития, когда восприим-чивость к обучению прости фантастична. Со временем
она лавинообразно падает...
|