[ Продукция] [Статьи] [ЧаВо] [Цены] [Как связаться ] [Начало ]
 
 
 
  Образование вместо развития. Кич вместо души...

Я утверждаю, что наше образование сегодня преступно, Состав преступления заключается в том, что в Законе об образовании сказано о всестороннем развитии личности, которою на деле не происходит. Наше сегодняшнее образование - сплошь только лотка. И до тех пор, пока оно будет таким оставаться, будет продолжаться обесчеловечивание личности. Мало того, налицо прямое нарушение прав человека в отношении развития его как личности, воспитания его как носителя культуры народа. Потому что практически любой человек после изучения математики в общеобразовательной школе может поступить в техникум, если не в вуз. Но ни один не может поступить в музыкальный техникум после общеобразовательнойшколы, Нужно создать прецедент подачи заявления в суд на образование. Ответчиком должен быть директор той школы, ученик которой подаст иск. А тот должен будет ссылаться на министерство.

Сегодняшняя система образования рассчитана на воспитание не личности - плохого биоробота. Потому что школа не несет культуры. Не может математика нести культуру в целом. Она несет культуру своего направления, а культуру в целом несет искусство. Правда, попутно возникает и другой вопрос: а кто мог бы нести культуру в школы? 
На днях меня пригласили провести семинар для педагогов, ведущих музыку в московских общеобразовательных школах. Я давно предлагал городу Москве бесплатно для всех педагогов провести такие семинары хотя бы для ознакомления. В других городах я стою за два дня пять миллионов и на лекции приходят по 400-500 человек. В Московском инстинтуте усовершенствования ко мне на семинар пришли семь человек.Но галочка стоит  семинар проведен. То же произошло в Центральном округе. Из 132 школ в зале сидело десять человек.
Вывод. Совершенно ясно, что эта культура никому не нужна - ни педагогам, ни директорам, ни самим методкабинетам. К тому же методкабинет не сможет нажать на директора, чтобы он послал педагога на занятия. Сейчас демократия. Сам педагог пойдет? Нет. В другом городе - пойдет: лектор приехал из Москвы, вдруг что-нибудь новенькое расскажет, о чем у нас пока не слышали. А в Москве - я сам с усам. Я  закончил Ленинский институт, а сейчас - университет. У меня диплом с печатью университета!
Решать проблему можно двумя способами. С одной сторны, конечно, нужны настоящие курсы повышения квалификации, для этого директора должны быть заинтересованы в том, чтобы эти педагоги стали лучше. Но тогда нужно постоянно искать иголку в стоге сена - педагогов, которые, может быть, не потеряли желания совершенствоваться.
Второй путь - изначально готовить принципиально новых педагогов. В вузе готовят половину педагога, потому что абитуриент - это полузрелый плод. А по-настоящему - нужно создавать специаль-ные педагогические школы, которые с детства готовили бы и педагогов, и, кста-ти, директоров школ, и управленцев. И завхозов, и вообще всех школьных работников. Если же-говорить по большому счету, вообще нужно создавать школы для управления государством (под эгидой президента), областью. Царскосельский лицей создавался для этого.
Государству нужно было бы объединить два министерства - культуры и образования. Тогда можно было бы воспитывать общество, народ, личность. Но в реальной жизни это вряд ли осуществимо. Значит, нужно создать хотя бы такую комиссию, которая была бы над ведомственными интересами и разрабатывала бы предложения для обоих министерств или рекомендации для директоров как государственных, так и частных школ. У меня есть надежда, что такой орган вскоре все-таки будет создан.
 Что он мог бы предложить уже сегод-ня?
До 4 класса включительно, пока в каждом ребенке еще есть эмоциональный заряд, заменить классноурочную систему обучения театрально-образной педагогикой, чтобы обучение происходило в процессе общения, чтения стихов, на спектаклях. После 4 класса (как и после подготовительных групп, которые должны быть  при каждой школе и готовить к поступлению в конкретную школу) каждый учитель уже знал бы, на что способен ребенок, на что больше горазд. Школьнику должно предлагаться огромное количество факультативов или по крайней мере у каждого должна быть возможность выбрать для себя профильный класс к тому времени, когда уже видна его профпригодность. И тогда тому, у кого с математикой было   всегда плохо, нужно будет продолжать учить математику, но только чтобы иметь представление об этой науке. .      Я учился в хоровом училище Свешникова и тоже учил математику до 10 класса.
Я не знаю, сколько часов своей жизни я   потратил на математику вместо походов в театр, в музеи, вместо чтения книг, бесед, раздумий. Мне - то нужна была только арифметика. Слава Богу, учитель был умный,  он не заставлял много заниматься.
Но вот молодой человек собирается идти учиться на психолога. Первый экзамен будет - математика. Он ее не сдаст, значит, в психологи пойдет плохой математик, потому что хороший в МФТИ поступит.
Школа не может так больше существовать, точнее - общество не может так больше существовать. Деградация происходит совершенно дикая! У меня учатся сейчас не самые неспособные дети. Но то, что в шестидесятые годы дети делали с первого раза совершенно свободно в семи-восьмилетнем возрасте, в 1996-м никто из двенадцатилетних не сделал с восьмого раза! Не смогли сыграть два аккорда, которые я показал и попросил повторить.
И если не будет создана совершенно новая система - не образования, избави Бог, - развития и воспитания, тогда ниче-го хорошего и от образования мы не получим.
Посмотрите, сколько мы наобразовывали людей, которые сейчас никому не нужны, - физиков, например. Их произвели столь много, что они нашли себя только в коммерческих палатках. Зачем их учили тому, что не нужно? Но ведь и в сегодняшних школах-то основной, базовый минимум остался, в общем, прежним.
Задумайтесь: у любого человека потребности проявляются не тогда, когда он сидит на работе, а тогда, когда он уходит с работы домой. Вы можете себе представить человека, который приходит с работы и говорит: я сейчас бегу на лекцию по математике и буду там слушать доказательства теорем! Такой ненормальный найдется? Разве что он окажется математиком. В потребности каждого входят музыка, танец. Одни воют, дрыгаются. Другие играют хотя бы три блатных аккорда на гитаре. А школа учит тому, в чем у большинства никогда не будет потребности. И пока это продолжается, не будет ,    цельного человека, не будет личности.   Вот в чем преступление государства в лице того, кто разрабатывает учебные    программы.
Как на практике можно решить проблему эстетического воспитания? Существует сеть музыкальных и художественных школ. Это искусственное создание, до революции таких школ не было никогда - музыка, изобразительное искусство преподавались в гимназии. И только мадам Крупская решила облагодетельствовать Россию, отсоединив музыкальные и художественные школы от общеобразовательных, и разрушила эту культуру в школе. Четыре процента детского населения получают сегодня музыкальное или художественное образование - после уроков едут в другой конец города и там, несчастные, занимаются <так, несерьезными предметами>.
Я обратился в Министерство культуры с предложением объединить музыкальные и общеобразовательные школы в единое целое, создав спецшколы, которые готовили бы пофессиональные кадры, допустим, при музыкальных училищах, а в помещениях, которые пустуют во многих школах во вторую смену, вести занятия по программе музыкальных школ. И вот тогда в школу вольются педагоги более высокого класса, чем большинство нынешних учительниц пения. Мало того, нужно привлекать в школу артистов, которые сегодня получают гроши и даже учительской зарплате были бы рады.
Еще один путь решения проблемы. На каких уроках дети в нашей современной школе соприкасаются с культурой - хотя бы в узком смысле этого слова? Изо, музыка - они в загоне. Но есть ведь еще литература, которая формально в почете. Но литературой-то на этих уроках не пахнет. А ведь единственное, что нужно сделать, - ввести вместо привычной литературы два очень интересных предмета, которые подсознательно заставили бы любого ученика если не любить русский язык, то уж точно его чувствовать, знать, уметь им пользоваться.
Один из этих предметов - изучение слов русского языка. Хотя бы тех, которые несут эмоциональный заряд. Есть ведь словари Даля, Ожегова. Как интересно было бы изучать по ним язык! Попробуйте спросить любого человека: что такое стул, рука, потолок? Думаете, объяснят? А ког-да спрашивают, что ты чувствуешь в этой музыке, в этом балете? Обычно отвечают:
я чувствую, но высказать не могу... А ведь способность высказать - это и есть искусство владения родным языком. Если ты будешь изучать на уроке, что значит то или иное слово, как его употребил тот или иной великий мастер, ты будешь грамотным, потому что ты будешь любить этот язык. Если бы все было хорошо в той методике, которая сейчас принята, президент великой страны, окончивший университет с отличием, не говорил бы <начать> и <вложить>.
Второй предмет, который нужно ввести, - художественное чтение. У нас детей заставляют выучивать стихотворения. Ни разу не ошибся, но прочел <без выражения> - пять с минусом. <С выражением> -пять. Это к искусству не имеет никакого отношения, ни первое, ни второе. Лучше не надо учить наизусть. Открой и прочитай, прочувствуй. И в этом пользы будет больше. Говорят, стихи нужно учить, что-бы развивать память. Память разовьется, если ребенок начнет читать стихи и ему это понравится, он сам их выучит. 
Конечно, бесполезно обращаться сейчас к нашему президенту и говорить ему о культуре. Или к премьер-министру... Вы слыхали, как он играет на гармошке? Три аккорда, из них два - неправильных. Естественно, для каждого культура - это то, . что он понимает. Культура властей предержащих заставляет нас жить по их законам. Но ведь это же неправильно!
Кто же должен нести культуру? Если не школьный директор и завуч -то кто же? Чиновники в министерстве? Уж они-то не станут об атом заботиться. Учитель? Но он ведь сегодня раб...
Пока же у нас вместо культуры - кич, вместо души - кич, вместо развития - ...
 

 
 
 
[ Продукция] [Статьи] [ЧаВо] [Цены] [Как связаться ] [Начало ]