[ Продукция] [Статьи] [ЧаВо] [Цены] [Как связаться ] [Начало ]
 
 
 
  Уроки пения как нарушение Конституции

Изучение всех предметов в школе при известном прилежании позволяет человеку в будущем поступить в соответствующий вуз или хотя бы училище. Кроме двух - музыки и изобразительного искусства. Между прочим, это не только неразумно с педагогической точки зрения, но и является прямым нарушением Конституции, гарантирующей всем право на получение среднего образования. Педагог и автор интереснейших методик, позволяющих развивать ребенка на основе музыкального и изобразительного материала с самого раннего возраста, Владимир КИРЮШИН осознал этот парадокс очень давно, но сегодня, похоже, ему удалось продвинуться к преодолению этой вопиющей несправедливости, о чем он и рассказал в редакции "Управления школой".

- Проблемы музыкального воспитания в российской школе сегодня настолько запущены, что разрешить их даже за десятилетия вряд ли удастся, если мы будем продолжать идти прежним <классически проверенным> путем. Один час в неделю урок музыки, на котором в основном идет говорильня о-музыке, - разве это действительно нужно детям?
Пока они не начнут петь и играть на музыкальных инструментах, пока через эту деятельность не будет происходить воздействие на развитие их правого полушария, ответственного за творчество в любой деятельности, а не только музыкальной, разговор о развитии Личности ребенка через эстетическое воспитание просто бессмыслен.
Однако решить вопрос и с помощью только пения <на слушок>, как это происходило в 40-е - 60-е годы, тоже не получится. Все равно даже вернуться к достижениям дореволюционных школ, каждая из которых имела хоровой коллектив, исполняющий весьма сложный репертуар, школ, удивлявших весь мир русским хоровым искусством, не удастся, если мы не выйдем на уровень хотя бы той музыкальной грамотности, которая имела место в дореволюционной России (пусть даже на основе релятивной системы). Если вспомним учебники по нотной и музыкальной грамоте, созданные для общеобразовательных школ того времени Мироносицким, Карасевым, Масловым, Альбрехтом, Ковалевским и многими другими, и попытаемся сравнить их с ныне распространенными не в общеобразовательных, а в специально созданных музыкальных школах сборниками Колмыковых и Фридкиных или Калужских, то только в этом случае поймем, насколько мы отстали от наших предшественников и куда мы завели музыкальную культуру современных поколений. Только в этом случае мы поймем, что никакие <киты Кобалевского> не смогут вытянуть нас из трясины безграмотности.
- Что же можно предложить взамен в реальной сегодняшней ситуации?
- Нужны совершенно новые педагогические технологии,основанные не на тандеме педагог - ученик, где без первого нельзя и дня прожить, нельзя даже вздохнуть. Нужны разработки, основанные на самоучении, причем высокопрофессиональном, чтобы и без учителя можно было развить свои музыкальные способности, научиться разбираться в премудростях музы-кальной грамоты, научиться петь по нотам и даже подбирать аккомпане-мент. И это нужно каждому, кто действительно думает о своем развитии и развитии своих детей, а не только тем <несчастным>, кого послали учить-ся в ДМШ (там ведь все равно этому не научат). Причем такие разработки ни в коем случае не должны быть похожи на скучные учебники с огром-ным количеством теоретических из-мышлений, правил, схем, графиков. Все это только отвратит ребенка от прекрасного.
Образ, сюжет, сказка, радиоспектакль, разрисовки, иллюстрации, аудиокассеты или видеопродукция -только это поможет резко изменить отношение учеников к предмету <музыка>, сделает его понятным и доступным каждому, вне зависимости от его природных способностей, и поднимет его значение до соответствующего уровня.
И эти разработки уже давно имеются в наличии. Свыше 600 музыкальных и общеобразовательных школ, детсадов в самых различных регионах нашей страны, в странах ближнего и дальнего зарубежья занимаются по ним. И это не считая того, что свыше 350 000 специальных аудиокассет, предназначенных для развития музыкального мышления, абсолютного музыкального слуха, памяти, находятся на руках у отдельных граждан.
- Что же мешает ввести подобные технологии в обычные общеобразовательные заведения повсеместно?
- Что мешает сделать предметы <музыка> и <изобразительное искусство> не изгоями-золушками? Наконец прекратить нарушать Конституцию РФ, права человека, ограничивая его возможности в поступлении не только в высшие, но даже и средние специальные учебные заведения (ведь изучение всех предметов позволяет это сделать, а музыки и изобразительного искусства - нет).
Обычно отвечают: <Это невозможно!> Невозможно потому, что имеется межведомственная разобщенность, при которой каждое министерство -культуры, здравоохранения, образования - говорит: <Мы сами с усами!>, <В нашем ведомстве все есть, ничего другого нам не надо!>, <У нас все в порядке!>. А в результате? Министерство образования не знает, что делается в учебных заведениях Министерства культуры, а Минкультуры далеко от проблем общего образования.
- Насколько известно нашей редакции, вы уже более года <пробивали> проекты, которые позволили бы все-таки объединить усилия и этих ведомств, и никому не подведомственной творческой интеллигенции. Есть ли хотя бы какие-то результаты?
- Наконец-то по инициативе отделения Академии образования под руководством академика-секретаря И. Бестужева-Лады, Академии музыки им. Гнесиных, Ассоциации ЭОРЛ, Института психологии РАН, НИИ педиатрии РАМН и других заинтересованных организаций и ведомств было составлено предложение об организации Специальной межведомственной комиссии по гуманизации образования и эмоционально-образному развитию личности. Эту инициативу поддержали Министерство культуры в лице замминистра В. Демина, Министерство образования в лице замминистра Е. Чепурных, Администрация Президента РФ в лице председателя комитета Е. Лаховой. Идея же эмоционально-образного развития личности была поддержана 40 лауреатами Ленинской премии, комитетами Совета Федерации и Госдумы. Поэтому можно надеяться, что вопрос наконец-то хоть каким-то образом сдвинется с места.
В настоящее время дано согласие на переговоры и об открытии специального Центра эмоциональнообразной педагогики в городе Москве вицемэром В. Шанцевым и советником Президента Т. Дьяченко (по крайней мере, эти люди изъявили желание принять участие в обсуждении такого вопроса).
Можно быть уверенным, что это заинтересует многих, потому что проблема далеко выходит за рамки только музыкального образования (уж оно-то вообще никого не интересует по-настоящему). Все дело в том, что подобный эмоционально-образный подход к освоению материала возможен в любой науке, на любом предмете. Химия и физика, иностранный язык и биология, любой другой предмет мо-гут быть представлены ребенку в образах, сюжетах, в сказках, в куклах или сувенирах. Это значит, что в принципе может быть заложена <педагогика иного уровня> (выражение замми-нистра образования Г. Асмолова) -театрально-образная педагогика, благодаря которой ученик - дошкольник или младший школьник (именно у них наиболее развито образное восприятие) - даже не будет знать, что его кто-то чему-то учит.
Мало того, такая педагогика является к тому же полностью самоокупаемой, так как она непременно должна шагать в ногу с развитием педагоги-ческой индустрии, которая прокормит не только образование, но и культуру, здравоохранение. Вот только <сильных мира сего> надо убедить в необходимости принятия соответствующих решений.
- Наверное, еще важнее подготовить к работе в этой новой парадигме тех, кто будет принимать решения не в масштабах стра-ны, а в масштабах конкретной школы, в отношении каждого конкретного ребенка.
- Да, и мышление самих педагогов, директоров школ необходимо несколько перестроить, чтобы поиному скорректировать учебные планы, например. Для этого и подготовка новых педагогических кадров должна хотя бы немного, но измениться. И старые кадры не мешало бы через соответствующие курсы переподготовки несколько перенастроить. А то ведь никто, кроме корифеев науки, таких, как академики Амосов, Дубинин, Велихов, Северин, Мигдал и др., не поймет, почему, например, в начальных классах необходимо сократить часы на изучение математики и заменить их <основами музыкальной грамотности>, или сократить часы на изучение грамматики русского языка и передать их художественному чтению или сочинению стихов. Не поймут, что это не будет лишь прибавление еще новых уроков, которые перегрузят и так уже изнемогающего от обилия предметов ребенка. Наоборот, эти предметы без обязательных домашних за-даний, основанные главным образом на прочувствовании материала, кото-рый в прежнем варианте входил лишь через левое полушарие, будут способствовать не только его образованию, но главным образом развитию. А это в дальнейшем позволит значительно быстрей освоить и специальный материал или ту же самую злополучную и бесконечную грамматику, которую половина населения страны, обучавшаяся ей более десятка лет, все равно не знает, а от этого пишет и разговаривает на родном языке безграмотно.
Ну ничего, пройдет время, и все равно все вс╠ поймут. Надеюсь, что это произойдет в начале эры Водолея, на которую почему-то все уповают, а не в ее конце. А вновь организованная комиссия (в ее состав изъявили желание войти свыше 30 докторов наук и около 10 академиков) сможет сказать в этом плане свое веское слово. К нему, глядишь, и прислушаются нерадивые чиновники - ведь от такого весомого мнения нельзя будет просто так отмахнуться.
Беседовала Нина ШИРОКОВА
По вопросам, затронутым в данной статье, за более подробными справками о пособиях и разработках можно обращаться в редакцию -"Управления школой".
 

 
 
 
[ Продукция] [Статьи] [ЧаВо] [Цены] [Как связаться ] [Начало ]