[ Продукция] [Статьи] [ЧаВо] [Цены] [Как связаться ] [Начало ]
 
 
 
  По веселым ступеням игры.

Если вы думаете, что это милое существо - то ли медвежонок - девочка, то ли чебурашкин родственник, то сильно ошибаетесь. Так же, как и я. Подобные предположения начисто были отметены ребятишками в музыкальной школе -там, в классе сольфеджио, каких только героев по стенам не навешано. Так вот, объяснили мне юные музыканты (они же и художни-ки), что это - терция. Такой музыкальный интервал.  
- А почему она лохматая? 
- Она не лохматая. Она пушистая. Мягкая такая (звучит мягко). Маленькая. Ей три года. 
- Откуда вы знаете, что именно три? 
- Потому что в нее три клавиши входит, и пальцев у нее тоже три. 
И не захочешь да запомнишь. Из своего дальнего музыкального детства эти интервалы вспоминаются мне совсем другими. Конечно,учителя и тогда пытались облегчить нам унылое запоминание определений каждого из них, давали "подсказки", и до сих пор я помню, например, что кварта звучит как начало тогдашнего государственного гимна: "Союз нерушимый"... Но согласитесь - одно дело ориентировать на гимн, а другое - с головой окунуться в сказку, представляя, рисуя, воображая множество разных существ, которые, живя своей жизнью, общаясь друг с другом, накрепко закладывают в сознание самые сложные музыкальные понятия. В общем, не надо в привычном смысле "грызть гранит" науки, не надо мозговым напряжением штурмовать крепкие стены музыкальной теории. Нету ни гранита, ни стен: вход свободен, и по веселым ступеням игры можно подниматься до таких высот, какие раньше детям и не снились. 
Им повезло. У этого везения есть фамилия - имя -отчество: Владимир Викторович Кирюшин, музыкант - педагог, недавно побывавший у нас в Шарье. Он - автор системы, основанной на эмоционально-образном восприятии. Тридцать лет развивал и совершенствовал ее, прорываясь сквозь препоны традиционного обучения. Сейчас имя его широко известно во всем ,мире, результаты обучения - более чем убедительны. Дети любых способностей и возрастов легко усваивают материал практически любой сложности-- без стрессов и нервных срывов от непомерных нагрузок.В течение года каждый из его учеников становился обладателем абсолютного слуха. Впрочем, дело не только в этом -дело в том, что система помогает развивать воображение, дает простор творчеству, фантазии, способностям - растит Личность. Более того, Кирюшин убежден,  музыка должна звучать в душе и мозгу ребенка с самого рождения. И даже раньше: есть специальные кассеты с мелодиями, предназначенными для будущих мам. Дитя еще не появилось, но уже "купается" в созвучиях - и есть научные,медицинские обоснования благотворности этого воздействия. 
Вышли в свет и его музыкальные мифы - сказки, радиослектакли, циклы обучающих песен-привил. Есть даже образцы звуковых обоев! И есть видеозаписи (85 уроков автора системы) - методическое богатство, иначе не назовешь. 
Так вот, такой "живой"  урок он провел с ребятишками у нас в ДКЖ. Были там и педагоги со всего северо-востока, и родители, и, само собой, наши учителя. 
Дети - самые обычные, отличников специально никто ис подбирал. С каким счастливым азартом они играли,  учились, подбирали определения, очень точные, - к звучанию тех же интервалов: 
- Секунды? 
- Хрюкают. 
- Кварты?  
- Ворчат. 
- Какие они по характеру? 
 - Ворчливые, сердитые, твердые, 
- А терции?  
-Добрые, веселые. 
- Маленькие, добрые Терции - трехлетки Сидели на завалинке. Кушали конфетки... С квинтами - растеряхами, которые звучат как "чаво?", и вовсе история случилась. 
- Знаете, кто был в метро, тот видел, наверное, -иногда сидят напротив та-кие тетеньки. Спросишь ее о чем-то, а она в ответ "ча-во'". Как-то одна моя маленькая ученица ехала с бабушкой и как раз такую тетеньку увидела. Обрадовалась, бабушке говорит: "Это квинта". Бабушка от удив-ления сказать ничею не успела, она к тетеньке подходит и спрашивает: "Вы -квинта?" А та в ответ: "Ча-во?" 
Этот сюжет - еще и маленькая развлекатедьная пауза, ибо темп урока -стремительный, напор образов, понягий, задач - мощный. Но это и совместное творчество! Вряд ли кто-то из детишек, дружно и правильно распевающих в ответ на изначальную ноту, осознает, что это они именно решают музыкальную задачу. И никаких упреков за ошибки: 
все растворяется в шутках, смехе, сказочных историях. 
Особо отличившиеся удостаивались легкого хлопка по голове бумажным свитком, а иные - рукопожатия учителя. 
Потом, уже в разговоре со взрослыми. Владимир Викторович   высказал мысль, по прежним временам вполне крамольную: 
- Есть музыкальные школы и есть музыкальная грамотность. И часто эти понятия не совпадают. До революции вообще не было музыкальных школ. А вся страна пела. В России были лучшие хоры мира' Вся музыкальная подготовка закладывалась в общеобразовательные программы. Посмотрите сборники Драгомирова, Ладухина для школ. Какой ученик сейчас по ним  споет? Дай Бог, чтобы учитель спел. А тогда это было обычным делом. Конечно, огромную роль здесь играла церковь: 
ухо ребенка с детства привыкало к пению во всех тональностях - то, тему учат в музыкальных школах много лет, а в обычных - вовсе не учат. А это не просто пение - это образование особого склада мышления. чему официальные программы по музыкальной теории , не только не спо-собствуют, но и  препятствуют. Задача школы  вовсе не в том чтобы  подготовить общими силами ученика на теоретическое отделение, а в том. чтобы через обще-ние с музыкальной грамотой шло развитие личности - любящей музыку, понимающей ее, ощущающей. А это неизбежно дает мощный интеллектуальный толчок. Пусть он не будет профессиональным музыкантом, но человеком гармоничным, духовным, образованным -безусловно. 
Должно быть, именно поэтому задача педагогики по Кирюшину вырастает до размеров глобальных - возрождение генофонда нации. Если учесть, что принципы эмоционально-образного восприятия будут внедряться в систему общего образо-вания, то задача эта выглядит не столь уж невероятной. 
А о том, что касается непосредственно нашей музыкальной школы, мы поговорили с ее директором Владимиром Ивано-вичем Сенниковым. 
- Каким образом вы вышли на систему Кирюшина?  
- Система эта достаточно известна. И не только эта. Есть много людей, которые разрабатывают новые подходы к музыкальному образованию: Шатковский, Огороднов,своя интересная методика у куйбышевцев. В общем, те, кто интересуется новыми веяниями, - находят. Ну, а раз уж нам посчастливилось встретиться с Владимиром Викторовичем то такой шанс упускать нельзя. Мы купили всю методику - осталось приобрести только записи "Лучшие образцы классической музыки". 
- Все ли разделяют ваш энтузиазм по поводу методики Кирюшииа? 
- Скажем так - почти все. Большинство искренне увлечены этим делом. 
- Вы знаете, посмотрев на то, как занимается он, невольно приходишь к мысли, что такой энергией, артистичностью, раскованностью наделены, наверное, не все учителя.  
- Буквально копировать его невозможно, да это и не нужно. Есть основа - что главное. И применять ее можно не тольков  музыке. Мне говорили и педагоги, и родители: "Спасибо, что мы это увидели". 
- Вы верите в то, что через год все ваши дети будут обладать абсолютным слухом?  
- Верит - неточная категория. Надо пробовать,экспериментировать, действовать. Мы - начали, у нас есть желание работать по-новому, и результатов - это правда - я жду с надеждой. 
Теперь - самое главное. Визит Владимира Викторо-вича Кирюшииа сюда - не случаен. Побывав как-то в дальнем уголке нашего района, в Коневе, он, будучи потрясен живописностью окрестностей, решил открыть здесь детский центр: на лето сюда будут приезжать на занятия одаренные ребятишки, в том числе и наши. Из  стадии первоначального замысла проект этот уже перерастает в реальность - во всяком случае, все официальные согласования в районной администрации и отделе культуры проведены. По всей вероятности, скоро он еще раз приедет сюда, и тогда можно будет  поближе узнать и саму его личность, и методику,и планы. 
Да, а насчет второго рисунка - если вы думаете, что это просто кокетливая жирафа сидит на лугу, то сильно ошибаетесь. 
- Это октава! Шея у нее длинная, потому что в нее восемь нот входит! Вот так-то. 
Ирина СЕМЕНОВА . 

 

 
 
 
[ Продукция] [Статьи] [ЧаВо] [Цены] [Как связаться ] [Начало ]