|
По веселым ступеням
игры.
Если вы думаете, что это милое существо - то ли
медвежонок - девочка, то ли чебурашкин родственник, то сильно ошибаетесь.
Так же, как и я. Подобные предположения начисто были отметены ребятишками
в музыкальной школе -там, в классе сольфеджио, каких только героев по стенам
не навешано. Так вот, объяснили мне юные музыканты (они же и художни-ки),
что это - терция. Такой музыкальный интервал.
- А почему она лохматая?
- Она не лохматая. Она пушистая. Мягкая такая
(звучит мягко). Маленькая. Ей три года.
- Откуда вы знаете, что именно три?
- Потому что в нее три клавиши входит, и пальцев
у нее тоже три.
И не захочешь да запомнишь. Из своего дальнего
музыкального детства эти интервалы вспоминаются мне совсем другими. Конечно,учителя
и тогда пытались облегчить нам унылое запоминание определений каждого из
них, давали "подсказки", и до сих пор я помню, например, что кварта звучит
как начало тогдашнего государственного гимна: "Союз нерушимый"... Но согласитесь
- одно дело ориентировать на гимн, а другое - с головой окунуться в сказку,
представляя, рисуя, воображая множество разных существ, которые, живя своей
жизнью, общаясь друг с другом, накрепко закладывают в сознание самые сложные
музыкальные понятия. В общем, не надо в привычном смысле "грызть гранит"
науки, не надо мозговым напряжением штурмовать крепкие стены музыкальной
теории. Нету ни гранита, ни стен: вход свободен, и по веселым ступеням
игры можно подниматься до таких высот, какие раньше детям и не снились.
Им повезло. У этого везения есть фамилия - имя
-отчество: Владимир Викторович Кирюшин, музыкант - педагог, недавно побывавший
у нас в Шарье. Он - автор системы, основанной на эмоционально-образном
восприятии. Тридцать лет развивал и совершенствовал ее, прорываясь сквозь
препоны традиционного обучения. Сейчас имя его широко известно во всем
,мире, результаты обучения - более чем убедительны. Дети любых способностей
и возрастов легко усваивают материал практически любой сложности-- без
стрессов и нервных срывов от непомерных нагрузок.В течение года каждый
из его учеников становился обладателем абсолютного слуха. Впрочем, дело
не только в этом -дело в том, что система помогает развивать воображение,
дает простор творчеству, фантазии, способностям - растит Личность. Более
того, Кирюшин убежден, музыка должна звучать в душе и мозгу ребенка
с самого рождения. И даже раньше: есть специальные кассеты с мелодиями,
предназначенными для будущих мам. Дитя еще не появилось, но уже "купается"
в созвучиях - и есть научные,медицинские обоснования благотворности этого
воздействия.
Вышли в свет и его музыкальные мифы - сказки,
радиослектакли, циклы обучающих песен-привил. Есть даже образцы звуковых
обоев! И есть видеозаписи (85 уроков автора системы) - методическое богатство,
иначе не назовешь.
Так вот, такой "живой" урок он провел с
ребятишками у нас в ДКЖ. Были там и педагоги со всего северо-востока, и
родители, и, само собой, наши учителя.
Дети - самые обычные, отличников специально никто
ис подбирал. С каким счастливым азартом они играли, учились, подбирали
определения, очень точные, - к звучанию тех же интервалов:
- Секунды?
- Хрюкают.
- Кварты?
- Ворчат.
- Какие они по характеру?
- Ворчливые, сердитые, твердые,
- А терции?
-Добрые, веселые.
- Маленькие, добрые Терции - трехлетки
Сидели на завалинке. Кушали конфетки... С квинтами - растеряхами,
которые звучат как "чаво?", и вовсе история случилась.
- Знаете, кто был в метро, тот видел, наверное,
-иногда сидят напротив та-кие тетеньки. Спросишь ее о чем-то, а она в ответ
"ча-во'". Как-то одна моя маленькая ученица ехала с бабушкой и как раз
такую тетеньку увидела. Обрадовалась, бабушке говорит: "Это квинта". Бабушка
от удив-ления сказать ничею не успела, она к тетеньке подходит и спрашивает:
"Вы -квинта?" А та в ответ: "Ча-во?"
Этот сюжет - еще и маленькая развлекатедьная
пауза, ибо темп урока -стремительный, напор образов, понягий, задач - мощный.
Но это и совместное творчество! Вряд ли кто-то из детишек, дружно и правильно
распевающих в ответ на изначальную ноту, осознает, что это они именно решают
музыкальную задачу. И никаких упреков за ошибки:
все растворяется в шутках, смехе, сказочных историях.
Особо отличившиеся удостаивались легкого хлопка
по голове бумажным свитком, а иные - рукопожатия учителя.
Потом, уже в разговоре со взрослыми. Владимир
Викторович высказал мысль, по прежним временам вполне крамольную:
- Есть музыкальные школы и есть музыкальная грамотность.
И часто эти понятия не совпадают. До революции вообще не было музыкальных
школ. А вся страна пела. В России были лучшие хоры мира' Вся музыкальная
подготовка закладывалась в общеобразовательные программы. Посмотрите сборники
Драгомирова, Ладухина для школ. Какой ученик сейчас по ним споет?
Дай Бог, чтобы учитель спел. А тогда это было обычным делом. Конечно, огромную
роль здесь играла церковь:
ухо ребенка с детства привыкало к пению во всех
тональностях - то, тему учат в музыкальных школах много лет, а в обычных
- вовсе не учат. А это не просто пение - это образование особого склада
мышления. чему официальные программы по музыкальной теории , не только
не спо-собствуют, но и препятствуют. Задача школы вовсе не
в том чтобы подготовить общими силами ученика на теоретическое отделение,
а в том. чтобы через обще-ние с музыкальной грамотой шло развитие личности
- любящей музыку, понимающей ее, ощущающей. А это неизбежно дает мощный
интеллектуальный толчок. Пусть он не будет профессиональным музыкантом,
но человеком гармоничным, духовным, образованным -безусловно.
Должно быть, именно поэтому задача педагогики
по Кирюшину вырастает до размеров глобальных - возрождение генофонда нации.
Если учесть, что принципы эмоционально-образного восприятия будут внедряться
в систему общего образо-вания, то задача эта выглядит не столь уж невероятной.
А о том, что касается непосредственно нашей музыкальной
школы, мы поговорили с ее директором Владимиром Ивано-вичем Сенниковым.
- Каким образом вы вышли на систему Кирюшина?
- Система эта достаточно известна. И не только
эта. Есть много людей, которые разрабатывают новые подходы к музыкальному
образованию: Шатковский, Огороднов,своя интересная методика у куйбышевцев.
В общем, те, кто интересуется новыми веяниями, - находят. Ну, а раз уж
нам посчастливилось встретиться с Владимиром Викторовичем то такой шанс
упускать нельзя. Мы купили всю методику - осталось приобрести только записи
"Лучшие образцы классической музыки".
- Все ли разделяют ваш энтузиазм по поводу
методики Кирюшииа?
- Скажем так - почти все. Большинство искренне
увлечены этим делом.
- Вы знаете, посмотрев на то, как занимается
он, невольно приходишь к мысли, что такой энергией, артистичностью, раскованностью
наделены, наверное, не все учителя.
- Буквально копировать его невозможно, да это
и не нужно. Есть основа - что главное. И применять ее можно не тольков
музыке. Мне говорили и педагоги, и родители: "Спасибо, что мы это увидели".
- Вы верите в то, что через год все ваши
дети будут обладать абсолютным слухом?
- Верит - неточная категория. Надо пробовать,экспериментировать,
действовать. Мы - начали, у нас есть желание работать по-новому, и результатов
- это правда - я жду с надеждой.
Теперь - самое главное. Визит Владимира Викторо-вича
Кирюшииа сюда - не случаен. Побывав как-то в дальнем уголке нашего района,
в Коневе, он, будучи потрясен живописностью окрестностей, решил открыть
здесь детский центр: на лето сюда будут приезжать на занятия одаренные
ребятишки, в том числе и наши. Из стадии первоначального замысла
проект этот уже перерастает в реальность - во всяком случае, все официальные
согласования в районной администрации и отделе культуры проведены. По всей
вероятности, скоро он еще раз приедет сюда, и тогда можно будет поближе
узнать и саму его личность, и методику,и планы.
Да, а насчет второго рисунка - если вы думаете,
что это просто кокетливая жирафа сидит на лугу, то сильно ошибаетесь.
- Это октава! Шея у нее длинная, потому что в
нее восемь нот входит! Вот так-то.
Ирина СЕМЕНОВА .
|