Насколько мне известно, существуют следующие основные способы разъяснения знания:
1. Можно просто заявить,- вот оно, оказывается дело обстоит так. А=Б. Этот способ кажется самым коротким, но как правило понятно становится только тому, кто объясняет. И этот способ почти никогда не достигает своей цели.
2. Можно показать, что обычно считают так и так, но если возьмем так и посмотрим этак, то получается абсурд. А значит все не так, а вот как. Т.е. через противоречие, возникающее в обычных понятиях. Этот способ как правило понятен не только самому объясняющему, но и его ближайшему окружению. Но здесь тоже не без недостатков, т.к. этим способом одно знание можно объяснять через разные противоречия в обычных понятиях, которые будут объяснять разные стороны этого знания. В результате получить полное знание удается редко. Как это хорошо показано в притче о слоне и слепцах .
3. Описывает процесс осознания, присвоения этого знания. В отличии от предыдущих, этот способ немного чаще достигает цели (правда не всегда искомой), т.к. показан не только сам продукт, но и процесс его создания. Правда, часто бывает очень сложно, а иногда и невозможно, в точности вспомнить как этот процесс происходил. Поэтому лучше всего, как это не парадоксально, начинать разъяснять знание когда еще нет самого знания, а есть только его предчувствие.