С. Корнев

Каталог и Воля к Власти
(Два фрагмента одной дискуссии1)

1. Каталог и Воля к Власти (10.02.98)

2. Вездесущность Власти как системосозидающей силы (12.02.98)


1. КАТАЛОГ И ВОЛЯ К ВЛАСТИ

В эпоху переизбытка информации и информационных ресурсов, вопрос об информации - это вопрос о Власти. Интернет "в сыром виде" дает нам не информацию, а "информационный хаос", "информационную энтропию", - информация имеет цену только тогда, когда она упорядочена и стратифицирована. Но упорядочение информации - это не технический вопрос, а вопрос власти. Классический пример - конфликты между наукой и паранаукой: ведь официально признанный физик или врач не отрицает права паранауки на жизнь, он хочет лишь поместить ее в ящик каталога с пометкой "псевдо-".

Итак, информация, чтобы быть полезной, должна попасть в каталог, но сам каталог - это насилие, это власть, это принуждение. Интернет, в этом смысле, дает нам пример любопытного явления: сублимированная воля к власти, которая из сферы экономики или политики переходит в сферу чистой информации. Любую попытку "каталогостроительства", даже простой набор ссылок, можно рассмотреть в этом "властном" измерении.

Указывая на некий информационный ресурс, мы не просто подгоняем его под одну из категорий нашего каталога, но еще и даем ему "сертификат качества", говорим, что он действительно соответствует данной категории и достоин того, чтобы к нему обратиться. В некотором смысле, этим мы даруем ему право на существование, точнее - подтверждаем это право. Этим жестом мы присваиваем себе право жизни и смерти, право вивисектора на живом теле. Каждый из нас, действуя в Интернете и разбрасывая по всем уголкам мира паутину ссылок, строит свою маленькую империю, свой собственный третий рейх с всемогущим Фюрером во главе. Империю, в которой есть касты и сословия, "привилегированный класс" и "бессмысленная чернь", и даже узники в виртуальном концлагере.

С. Корнев, 10.02.98

-----


2. ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ ВЛАСТИ КАК СИСТЕМОСОЗИДАЮЩЕЙ СИЛЫ

Здесь, конечно, хочется возразить, что "мотивом создания и поддержания информационных ресурсов может быть не доминирование, а сопротивление"2. Действительно, систематизация информационных ресурсов может использоваться и в целях сопротивления. Однако, если обратиться к точке зрения Мишеля Фуко, выраженной в его поздних произведениях ("Воля к знанию" и др.), сопротивление, оппозиция, борьба с властью в лице каких-то ее институтов сама является модусом Власти. Другими словами, оба полюса дихотомии доминирование/сопротивление лежат в плоскости Власти и борьбы за власть.

Рассмотрим в качестве чистого модельного примера оппозиционный электронный журнал, сделанный по типу "Русского Журнала", который, в отличие от печатного издания, не имеет жестких ограничений по объему. Предположим, что этот журнал решил охватить абсолютно все информационные ресурсы по данной тематике и идейной направленности. Очевидно, что эти ресурсы должны быть рассортированы - просто для того, чтобы ими можно было пользоваться.

Ресурсы неизбежно будут рассортированы по степени их соответствия тематике, по их значимости, важности, первоочередности, авторитетности, и т.п. Кроме того, к каждому ресурсу должен быть добавлен еще и сертификат качества, - например, в зависимости от компетентности авторов (если это публикации). И все это оценивается с пристрастной точки зрения того проекта, которому следует редакция.

Таким образом, журнал судит эти информационные ресурсы по своим собственным критериям, а не по тем, например, которые сформулированы авторами этих ресурсов. То есть, являясь очагом сопротивления и оппозиции перед лицом каких-то глобальных сил, в своей локальной окрестности этот журнал выступает как местный центр власти, со всеми сопутствующими этой власти атрибутами. И в частности - с правом судить и миловать.

Впрочем, ничего нового и специфичного только для сферы информации здесь нет - тоже самое происходит и в политике, экономике. Скажем, внутри оппозиционной партии или запрещенной секты ее члены могут подвергаться гораздо большей степени подавления, чем остальные члены общества.

От этого властного измерения в деятельности по систематизации информационных ресурсов никуда деться нельзя. Власть играет здесь конструктивную функцию, ее нельзя отбросить как нечто несущественное или навязанное со стороны (здесь, кстати, опять можно вспомнить Фуко или Ницше). Структура - любая, даже информационная структура - вне власти, без власти просто не способна существовать, она разваливается и превращается в аморфную массу. А власть, какие бы конструктивные цели она себе не ставила, по отношению ко внешним к ней объектам неизбежно выполняет деструктивную роль. Строительство каталога - это всегда уничтожение другого, альтернативного каталога, точнее - бесконечной серии таких каталогов.

Интернет, несмотря на всю свою видимую демократичность, несет в себе зародыш технократического, или информационного тоталитаризма. Речь идет не о чьих-то патологических желаниях, а именно об объективных условиях существования такой информационной среды. Сам ее бесконечный объем требует механизмов регулирования и структурирования. В соответствии с такой потребностью, в этой среде сами собой постоянно порождаются центры, источники системосозидающей власти. А раз возникнув, власть начинает жить по законам Власти, которые везде одни и те же, будь то экономика, политика, или сфера информации.3

С.Корнев, 12.02.98


1 Это два фрагмента моих выступлений (10-12.02.98) в дискуссии на Форуме "Русского Журнала" "Источники Информации" , которые образуют целостный и автономный по содержанию текст. (При этом первый фрагмент остался без изменений, а у второго я слегка отредактировал начало.) Если Вам интересно посмотреть на остальную часть дискуссии Форума "Источники Информации", а также поучаствовать в нем, то загляните в "Русский Журнал"

2 Это справедливое замечание включившегося в дискуссию Андрея Дерябина , в ответ на которое и был написан второй фрагмент. В качестве примера он привел, в частности, журнал "Radical Philosophy", с которым сотрудничал М.Фуко и другие оппозиционные теоретики.

3 Продолжая дискуссию, Андрей Дерябин согласился c общей идеей этого текста, и заметил, что в этой связи было бы интересно обсудить "распределение и контроль научной информации с точки зрения отношений власти". При этом он сослался на следующий любопытный текст: Неформальные группы и сети коммуникации.

-----


вернуться к другим текстам по философии