Сергей Корнев

ТРАНСГРЕССИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Посвящение в постмодерн-фундаментализм


ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ ВСЕХ

Сегодня в мире сложилась уникальная ситуация, которую никогда раньше нельзя было даже представить. Оказалось, что люди, взгляд которых обращен в прошлое, в мир традиции, - традиционалисты, фундаменталисты, - имеют во многом те же цели и того же врага, что и люди, представляющие наиболее передовой, "постмодернистский" сектор современной культуры. Этот общий враг - утилитарная западная рациональность, тотальное господство которой опустошает и калечит человеческую душу, уничтожает природу, превращает все на свете в товар. Оказалось, что сегодня, в эпоху, когда эта утилитарная рациональность потерпела крах, когда исчезла слепая вера в технический прогресс, который якобы решит за нас все наши проблемы, никто уже больше не может отмахнуться от опыта других, незападных культур, какими бы "отсталыми" и "недоразвитыми" они ни казались человеку, сознание которого наполнено предрассудками западной цивилизации.

Сегодня становится ясным, что "новейшее" и "современное" может вдруг оказаться устаревшим и ненужным, а то, что еще вчера считалось "отсталым" и "примитивным", неожиданно оказывается жизненно необходимым для всего человечества. Вполне возможно, что рано или поздно в истории наступит момент, когда спасение всего человечества будет зависеть от опыта, накопленного культурой какого-нибудь маленького первобытного племени, затерянного в тропических джунглях, о существовании которого сегодня большинство людей даже не подозревает.

Человечество - единый организм; истина, найденная людьми одной культуры, в равной мере принадлежит всем. Не существует "русских истин", "китайских истин", "индийских истин", "немецких истин", - есть общие истины, золотой фонд человечества, хранителями отдельных фрагментов которого, волей судьбы попавших в руки отдельных народов, являются соответственно русские, китайцы, индийцы, немцы, и т.д. Каждая из наций несет ответственность за сохранность своей доли общечеловеческой истины и наделена миссией знакомить с ней все остальное человечество. Защита этой истины, защита культуры, которая эту истину породила, - это не "узколобый национализм" и "шовинизм", а отстаивание культурного наследия, в равной мере принадлежащего всему человечеству. В этом смысле между настоящим национализмом, настоящим интернационализмом и настоящим космополитизмом, если только строго додумать их до конца, нет никакой разницы. Все эти ...измы, как и все остальные навязшие на языке дихотомии и классификационные схемы, - это продукт западной рациональности, которая с их помощью расчленяла мир, чтобы успешнее им завладеть.

Именно для того, чтобы подчеркнуть условный, искусственный характер большинства культивируемых в обществе ярлыков и различий, необходимо ввести эту парадоксальную формулу - постмодерн-фундаментализм.1 Сегодня не так уж мало людей понимают и принимают истину постмодерн-фундаментализма: мысль о стирании граней между старым и новым, между следованием традиции и инновацией (ибо любая традиция жива лишь постольку, поскольку непрерывно преображается, непрерывно рождает из себя новое), наконец - между борьбой за национальное и борьбой за общечеловеческое. Трудность, однако, заключается не только в том, чтобы понять эти простые истины, но и в том, чтобы суметь выразить их на языках всех без исключения политических, социальных и культурных движений, которые видят своего общего врага в разрушительном для культуры господстве экономического рацио, на откуп которому отдала весь мир западная цивилизация.

В данном тексте я пытаюсь донести программу постмодерн-фундаментализма до людей, которым не безразлична судьба русской культуры. И если он не убедит вас до конца, то все же надеюсь, поможет убрать из сознания несколько искусственных барьеров и перегородок.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Ситуация псевдоморфоза
Главная проблема русской культуры

2. Трансгрессивная революция и постмодерн-фундаментализм

3. Западный постмодернизм и восточный постмодернизм
Постмодерн как оружие против постмодерна

4. Светлый экстаз: Рок, Рейв, Событие и Соборность
Трансгрессивная революция в экстремальной молодежной культуре

5. Духовная экспансия
Кесарево сечение вместо харакири



Краткое резюме.
Ответы на часто задаваемые вопросы
(F. A. Q.)



1 Более строго постмодерн-фундаментализм можно определить как критический синтез революционного традиционализма, философии постструктурализма и масскультурной практики постмодерна. В этом синтезе теория, методология и культурная практика постмодерна используются для того, чтобы вернуть собственную логику развития национальным культурам, подвергшимся опустошительному влиянию западной ментальности.


Этот текст впервые был опубликован на сайте КИТЕЖ в июне 1998 года