Лопатина Зоя Романовна, 1929
года рождения, место рождения – Красноярский край, Балахтинский
район, деревня Большая Лопатино. Родители: Лопатин
Роман Георгиевич (1900-1986) и Лопатина (Зыкова) Пелагея Алексеевна (1899-1951) жили в деревне Б.-Лопатино, были крестьянами.
В 1931г. были раскулачены,
суда не было, конкретных обвинений предъявлено не было никем. Просто выгнали из
дома, отобрав земельные угодья, сельско-хозяйственную
технику (плуг, молотилку) и инструменты, скот, кур, гусей и т.п., а также
личные вещи, которые были в доме вплоть до обуви, одежды и посуды. Сначала их
переселили в другую деревню в Балахтинском районе, но
вскоре погрузили на пароход и высадили в д.Ворогово Туруханского района. Некоторое время все привезенные семьи
раскулаченных были расселены в домах местных жителей. В течение лета 1931г.
раскулаченные построили в тайге, в 3 километрах от Ворогово,
избы, в которых и поселились по 3-4 семьи в каждой избе. Впоследствии в каждой
избе проживали по 2 семьи. Эти избы образовали деревню Стрелка.
Ни родителям нашим, ни нам, их детям, не разрешалось выезжать из деревни. За этим следил приставленный к построенной кулаками д.Стрелке комендант, проживавший в этой же деревне.
Бывшие кулаки работали либо
в организованном колхозе, либо в леспромхозе: заготавливали в тайге лес,
который затем сплавляли по Енисею в Дудинку. Наш
отец, Лопатин Р.Г., работал в леспромхозе. Они жили в избушках в тайге (от д.Стрелки расстояние до этих плотбищ
– так назывались места, где шла заготовка и трелевка леса, - было от 10 до 20
км).
Работали без выходных в
течение всего светового дня. В деревню приходили пешком не чаще одного раза в
месяц, чтобы помыться, постирать и сменить нательное белье и увезти на плотбище картошки (еду они варили сами в тех же избушках,
где и спали, там же сушили промокшую от снега или дождя одежду и обувь).
В д.Стрелка
построили ссыльные школу, где учились все их дети. Школа была семилетняя, по
окончании ее детям кулаков разрешалось поехать либо в районное село Ярцево (не помню, в каком году наши деревни Ворогово и Стрелка были включены в Ярцевский
район), либо в город для продолжения обучения, без предоставления паспорта или
свидетельства о рождении.
Я закончила 7 классов в д.Стрелка, затем 10 классов в с.Ярцево
(в 1947г.), затем поступила в Красноярский педагогический институт, который
закончила в 1951г. Паспорт (помнится, это был временный паспорт) получила,
будучи уже студенткой. В 1947г. осенью нашим родителям разрешили выехать из
ссылки, выдали временные паспорта, и они переехали в г.Красноярск. Отец наш
стал работать на трикотажной фабрике коновозчиком, а
с 1949г. – плотником в ремонтно-строительной конторе, где работал до выхода на
пенсию в декабре 1960г. Наша мама была домохозяйкой, в 1951г. она умерла.
Я всю жизнь, после окончания
института в 1951г. и до настоящего времени работаю преподавателем французского
языка на факультете иностранных языков. В 1965г. защитила кандидатскую
диссертацию по французскому языку.
В 1994г. судом Центрального
района г.Красноярска я была реабилитирована.
Свидетельство о реабилитации №297105 выдано 16.09.1994 Центральным районным
отделом социального обеспечения.
Архивных свидетельств о
раскулачивании и высылке из д.Б.Лопатино наших
родителей не было обнаружено ни в Балахтинском
архиве, ни в краевом. Решение о реабилитации суд вынес на основе свидетельских
показаний лиц, которые тоже были в ссылке в д.Стрелка
с 1931г. по 1947г. и которые также были реабилитированы.
В 1961г., когда я была
аспиранткой в Московском педагогическом институте им.Н.К.Крупской,
меня пригласили в Министерство образования РСФСР и предложили поехать переводчиком
в системе ООН в Париже или Нью-Йорке. Но когда я сказала, что мои родители были
раскулачены (нас обязывали об этом сообщать в автобиографиях, анкетах и т.д.),
моя кандидатура была снята с дальнейшего рассмотрения. После 1947г. наши права
иногда ущемлялись под всякими предлогами, открыто причины не формулировались.
Когда мы жили в д.Стрелка, нас называли «спецпереселенцами». Часто и наши родители, и мы, дети,
наталкивались на недоброжелательное отношение жителей д.Ворогово,
которые нас называли: «спецы». Поскольку в д.Стрелка
не было магазина, стрелковские дети ходили в д.Ворогово по поручению своих родителей, а там местные дети
могли их преследовать, бросать камни, гнать из своей деревни.
Одно из воспоминаний моего
детства – пароходы на Енисее, заполненные заключенными, которых везли в
Норильск, а в годы войны – из Норильска на фронт.
Отец моего отца, Лопатин
Георгий Семенович (1870г.) и мать моего отца, Лопатина Наталья Дмитриевна, были
выселены вместе с их сыном, нашим отцом. Дед Георгий был одаренной личностью.
Не обучаясь в школе, он самостоятельно выучился читать и писать, был как бы
деревенским ветеринаром (лечил коров, лошадей), слагал песни и сам их пел.
Георгий Семенович начинал торговлю зерном, мукой, лошадьми, то есть мог стать
купцом, но пришла советская власть, и он лишился всего, что создавал сам и его
два сына (наш отец и его брат), работая от зари до зари. Дедушка не смирился и
уехал нелегально из ссылки (позднее к нему уехала и бабушка) – не помню, в
каком году. Он поселился в колхозе «Элита» под Красноярском. Он умер в 1948г.
Наш отец рассказывал, что когда началось принудительное «вступление» в колхозы,
некоторые крестьяне, среди них был муж его сестры Иванов Дмитрий, решили не
подчиняться этому. Они собирались в домах этих крестьян и планировали открыто
выступить против коллективизации. Наш отец тоже иногда участвовал в этих
собраниях, но потом по настоятельным мольбам своей матери в открытых действиях
не участвовал. Его зять, Иванов Дмитрий, и другие участники были арестованы и
расстреляны, а его жена Ирина Георгиевна (сестра нашего отца) с тремя детьми
была сослана в Туруханск. Позднее, перед 1941г., ее
старший сын, будучи в Красной Армии, перестал писать письма своей матери. Лишь
после 1956г. она узнала, что он был арестован и расстрелян как «враг народа».
Ее младший сын воевал в годы Великой Отечественной войны, был ранен и умер в
госпитале от ран.
Брат нашего отца, Лопатин Александр
Георгиевич, избежал репрессий, уехав перед коллективизацией из д.Б.Лопатино в г.Минусинск.
Все эти так называемые эксплоататоры-кулаки были великими тружениками, людьми, жившими по правде. В сибирской деревне, где было земель достаточно для всех крестьян, люди, обрабатывавшие эти земли в поте лица, были за это жестоко наказаны, объявлены «врагами трудового(?) народа».