Кураев Андрей Вячеславович. |
|
Увеличить
Диакон храма св. Иоанна Предтечи что на Пресне.
Профессор Свято-Тихоновского Православного
Богословского Института, заведующий кафедрой
основного богословия и апологетики; старший
научный сотрудник кафедры философии религии и
религиоведения философского факультета МГУ.
В 1984 г. окончил философский факультет МГУ по
кафедре истории и теории научного атеизма,
поступил в аспирантуру Института философии АН
СССР; в 1985 г. перешел на работу в Московскую
Духовную Академию. В 1988 г. окончил Московскую
Духовную семинарию, после чего учился в
Бухарестском Богословском институте. По
возвращении из Румынии с 1990 по 1993 г. работал
референтом Патриарха Московского и всея Руси
Алексия. В 1992 г. окончил Московскую Духовную
Академию. В 1993-1996 гг. декан
философско-богословского факультета
Российского Православного Университета св.
Иоанна Богослова.
В 1994 г. в Институте философии РАН защитил
диссертацию на соискание ученой степени
кандидата философских наук. В 1995 г. защитил
кандидатскую диссертацию по богословию в
Московской Духовной Академии. В 1996 г. Патриархом
Алексием присвоено ученое звание профессора
богословия. В июне 1997 г. состоялась предзащита
докторской диссертации по философии на кафедре
философии религии и религиоведения МГУ.
Член экспертно-консультационного совета по
проблемам свободы совести при Комитете
Государственной Думы РФ по делам общественных
организаций и религиозных объединений.
О
диаконе Андрее Кураеве
Иное. Хрестоматия российского
самосознания. т. 4. Путеводитель.
Ред. - составитель С. Б. Чернышев.
М.,
Аргус, 1995, сс. 97-98:
...Андрей
Вячеславович Кураев родился в 1963
году в Москве. В детском возрасте
несколько лет жил в Праге, где
работали его родители. Семья
Кураевых была вполне
атеистической. В старших классах
школы Андрей выпускал газету
"Атеист". Затем, поступив на
философский факультет МГУ,
учился на кафедре научного
атеизма.
Во время учебы в университете
Кураев получил доступ к хорошей
библиотеке, конфискованной у
церквей и монастырей. Сказался и
общий диссидентский дух эпохи
(Солженицына он достаточно рано
прочитал). Сопоставляя
атеистическую пропаганду,
курсовые лекции с Евангелием и
философской литературой, Андрей
убедился, что официальная
пропаганда "безбожно" лжет,
критика бьет мимо цели.
В интервью для книги "Иное"
диакон Кураев вспоминает:
"Первыми религиозными
авторами, которых я читал, были
Франк и Шестов. Они показали мне,
что можно быть христианином и при
этом человеком ХХ века. Затем
отец Сергий Булгаков вполне
убедил меня: мир духовной жизни -
это такой мир, о котором нельзя
судить снаружи. На третьем курсе
МГУ я всерьез заболел
Достоевским. Сначала я понял, что
есть дьявол, и только потом, что
есть Христос. Если Христом был
отвергнут дух сверхчеловечески
умный и злой, значит ,Христос
более, чем человек. Ощущение
внутренней пустоты прошло, свет в
окошке забрезжил..."
Осенью 1982 года
Кураев крестился. По окончании
университета он поступил в
аспирантуру, но не закончил ее, а
стал секретарем ректора
Московской духовной академии.
Затем, осуществив давнее желание,
поступил в семинарию. Но учиться
там пришлось мало
("нормальной" жизни было
только месяц - до крупного пожара
в 1986 году, после чего пришлось
работать на стройке). Затем
ректор академии снова взял
Кураева в свой штат. Следующий
поворот в судьбе произошел в 1988
году. Знакомая пригласила Андрея
Вячеславовича на диспут в
Коломенский пединститут. В
огромном зале собралось много
профессуры, студентов. Случилось
так, что профессиональные
атеисты были легко побиты
"каким-то семинаристом". По
этому поводу обком КПСС вынес
даже специальное постановление о
плохом состоянии дел в
пединституте. Нашлись силы,
которые захотели отправить
Кураева подальше от Москвы.
Послали его в Румынию.
"Двухлетний
опыт пребывания в Румынии был для
меня очень важен. Я видел
нерусское православие (а для меня
православие - вселенская
религия). Кроме того, Румыния -
очень религиозная страна, там
сохранилось много церковных
народных традиций. Самое важное,
что там произошло: меня
рукоположили".
В 1990 году
Патриархом стал Алексий II. Ему
потребовался референт, который
"умеет писать". Ректор
порекомендовал отца Андрея.
"Патриарх встретил меня с
улыбкой: "Говорят, Вы хорошо
умеете писать?" - "Нет, Ваше
Святейшество, я пишу только из
лености и ради экономии - чтобы не
повторять десять раз одно и
тоже". Посмеялись. Характерно,
что первая фраза, которую я
сказал при нашей встрече, была:
"Нет, Ваше Святейшество..."
Патриарх позволяет с собой не
соглашаться. Два последующих
года пребывания в этой должности
были очень для меня важны. Я
знакомился с политическими и
общественными деятелями, видел,
из каких страстей, побуждений
исходят люди, делающие политику.
Нет автоматической машины
истории, фантастически много
зависит от поступков конкретных
людей. При этом сам я никогда не
стремился заниматься политикой -
ту деятельность воспринимал
скорее как послушание".
Все же отец
Андрей считает, что его призвание
- педагогика. В январе 1993 года он
ушел во вновь созданный
православный университет
деканом богословского
факультета. Кроме того, вернулся
и в МГУ на родную кафедру, которая
теперь называется кафедрой
истории религии. Его курс по
православию там - один из самых
посещаемых (на одного
"обязательного" студента
подчас приходится пятнадцать
вольнослушателей). Диакон Кураев
очень активно выступает в
переодической печати - как он
выражается, "от
безысходности". Утверждает:
"Я невысокого мнения о своем
публицистическом таланте, а тем
более богословском. Пишу на
какую-либо тему только тогда,
когда вижу: никто больше этого не
делает..."
КНИГИ
1. Все ли равно как
верить. Сборник статей по
сравнительному богословию. -
Клин, 1994.
2. Традиция. Догмат. Обряд.
Апологетические очерки. - М., -
Клин, 1995.
3. На пороге унии. Станем ли мы
монофизитами? - М., 1994. (в
соавторстве с В. Лурье).
4. Размышления православного
прагматика о том, надо ли строить
Храм Христа Спасителя. - М.,
Подворье Троице-Сергиевой Лавры,
1995.
5. О вере и знании - М., Аргус, 1995.
6. О нашем поражении. - М., Подворье
Троице-Сергиевой Лавры, 1996.
Перепечатка: О последних судьбах
нашего мира. Три взгляда из
разных эпох. М., Отчий дом, 1998.
7. Раннее христианство и
переселение душ. - М., Гнозис, 1996.
2-е издание, исправленное и
дополненное - М., Сретинский
монастырь, 1998.
8. Сатанизм для интеллигенции. (О
Рерихах и Православии). т. 1.
Религия без Бога. т. 2.
Христианство без оккультизма. -
М., Отчий дом, 1997.
9. Христианская философия и
пантеизм. - М., Подворье
Троице-Сергиевой Лавры, 1997.
10. Школьное богословие. - М.,
Благовест, 1997.
11. Протестантам о Православии. -
М., Подворье Троице-Сергиевой
Лавры, 1997.
12. Да ли сви путеви воде ка Богу?
Огледи на Православльу у
постхришчанском свету. - Цетинье,
Светигора, 1997. (На сербском языке).
13. Если Бог есть любовь. - М.,
Свято-Тихоновский Православный
Богословский Институт, 1997.
14. Православие и право. Церковь в
светском государстве. - М.,
Издательство Сретенского
монастыря, 1997/
15. Вызов экуменизма. М., Благовест,
1997.
16. Наследие Христа. Что не вошло в
Евангелия? М., Благовест, 1997.
17. Оккультизм в Православии. М.,
Благовест, 1998.
Последние интервью:
51. Новый русский священник //
Медведь _ 3(27), 1998.
52. Нужны ли сегодня герои? //
Коммерсант-daily 27 марта 1998.
53. Человек и Бог: вчера, сегодня,
завтра. // Литературная газета 8
апреля 1998.
54. Надо бы жить, "чуя
страну"... // Трибуна. 14 апреля
1998.
55. Правила дорожной безопасности
на пути к Пасхе // Вечерний клуб.
Еженедельная газета московской
интеллигенции. _ 15 (1287) 16 апреля
1998.
56. Мне просто неприятно, когда
людей обманывают... // Татьянин
день. _22, май 1998.
57. Я призываю сегодня Русскую
Церковь к спячке // Вечерний клуб.
4 июня 1998.
58. Разговор "выше пояса", или
о правилах, писанных кровью //
Фома. 1998, _1.