автобиография




  Кураев Андрей Вячеславович.



Увеличить

Диакон храма св. Иоанна Предтечи что на Пресне.
Профессор Свято-Тихоновского Православного Богословского Института, заведующий кафедрой основного богословия и апологетики; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ.

В 1984 г. окончил философский факультет МГУ по кафедре истории и теории научного атеизма, поступил в аспирантуру Института философии АН СССР; в 1985 г. перешел на работу в Московскую Духовную Академию. В 1988 г. окончил Московскую Духовную семинарию, после чего учился в Бухарестском Богословском институте. По возвращении из Румынии с 1990 по 1993 г. работал референтом Патриарха Московского и всея Руси Алексия. В 1992 г. окончил Московскую Духовную Академию. В 1993-1996 гг. декан философско-богословского факультета Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова.

В 1994 г. в Институте философии РАН защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук. В 1995 г. защитил кандидатскую диссертацию по богословию в Московской Духовной Академии. В 1996 г. Патриархом Алексием присвоено ученое звание профессора богословия. В июне 1997 г. состоялась предзащита докторской диссертации по философии на кафедре философии религии и религиоведения МГУ.

Член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной Думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений.



О диаконе Андрее Кураеве
Иное. Хрестоматия российского самосознания. т. 4. Путеводитель.
Ред. - составитель С. Б. Чернышев. М.,
Аргус, 1995, сс. 97-98:

...Андрей Вячеславович Кураев родился в 1963 году в Москве. В детском возрасте несколько лет жил в Праге, где работали его родители. Семья Кураевых была вполне атеистической. В старших классах школы Андрей выпускал газету "Атеист". Затем, поступив на философский факультет МГУ, учился на кафедре научного атеизма.

Во время учебы в университете Кураев получил доступ к хорошей библиотеке, конфискованной у церквей и монастырей. Сказался и общий диссидентский дух эпохи (Солженицына он достаточно рано прочитал). Сопоставляя атеистическую пропаганду, курсовые лекции с Евангелием и философской литературой, Андрей убедился, что официальная пропаганда "безбожно" лжет, критика бьет мимо цели.

В интервью для книги "Иное" диакон Кураев вспоминает: "Первыми религиозными авторами, которых я читал, были Франк и Шестов. Они показали мне, что можно быть христианином и при этом человеком ХХ века. Затем отец Сергий Булгаков вполне убедил меня: мир духовной жизни - это такой мир, о котором нельзя судить снаружи. На третьем курсе МГУ я всерьез заболел Достоевским. Сначала я понял, что есть дьявол, и только потом, что есть Христос. Если Христом был отвергнут дух сверхчеловечески умный и злой, значит ,Христос более, чем человек. Ощущение внутренней пустоты прошло, свет в окошке забрезжил..."

Осенью 1982 года Кураев крестился. По окончании университета он поступил в аспирантуру, но не закончил ее, а стал секретарем ректора Московской духовной академии. Затем, осуществив давнее желание, поступил в семинарию. Но учиться там пришлось мало ("нормальной" жизни было только месяц - до крупного пожара в 1986 году, после чего пришлось работать на стройке). Затем ректор академии снова взял Кураева в свой штат. Следующий поворот в судьбе произошел в 1988 году. Знакомая пригласила Андрея Вячеславовича на диспут в Коломенский пединститут. В огромном зале собралось много профессуры, студентов. Случилось так, что профессиональные атеисты были легко побиты "каким-то семинаристом". По этому поводу обком КПСС вынес даже специальное постановление о плохом состоянии дел в пединституте. Нашлись силы, которые захотели отправить Кураева подальше от Москвы. Послали его в Румынию.

"Двухлетний опыт пребывания в Румынии был для меня очень важен. Я видел нерусское православие (а для меня православие - вселенская религия). Кроме того, Румыния - очень религиозная страна, там сохранилось много церковных народных традиций. Самое важное, что там произошло: меня рукоположили".

В 1990 году Патриархом стал Алексий II. Ему потребовался референт, который "умеет писать". Ректор порекомендовал отца Андрея. "Патриарх встретил меня с улыбкой: "Говорят, Вы хорошо умеете писать?" - "Нет, Ваше Святейшество, я пишу только из лености и ради экономии - чтобы не повторять десять раз одно и тоже". Посмеялись. Характерно, что первая фраза, которую я сказал при нашей встрече, была: "Нет, Ваше Святейшество..." Патриарх позволяет с собой не соглашаться. Два последующих года пребывания в этой должности были очень для меня важны. Я знакомился с политическими и общественными деятелями, видел, из каких страстей, побуждений исходят люди, делающие политику. Нет автоматической машины истории, фантастически много зависит от поступков конкретных людей. При этом сам я никогда не стремился заниматься политикой - ту деятельность воспринимал скорее как послушание".

Все же отец Андрей считает, что его призвание - педагогика. В январе 1993 года он ушел во вновь созданный православный университет деканом богословского факультета. Кроме того, вернулся и в МГУ на родную кафедру, которая теперь называется кафедрой истории религии. Его курс по православию там - один из самых посещаемых (на одного "обязательного" студента подчас приходится пятнадцать вольнослушателей). Диакон Кураев очень активно выступает в переодической печати - как он выражается, "от безысходности". Утверждает: "Я невысокого мнения о своем публицистическом таланте, а тем более богословском. Пишу на какую-либо тему только тогда, когда вижу: никто больше этого не делает..."


КНИГИ

1. Все ли равно как верить. Сборник статей по сравнительному богословию. - Клин, 1994.
2. Традиция. Догмат. Обряд. Апологетические очерки. - М., - Клин, 1995.
3. На пороге унии. Станем ли мы монофизитами? - М., 1994. (в соавторстве с В. Лурье).
4. Размышления православного прагматика о том, надо ли строить Храм Христа Спасителя. - М., Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 1995.
5. О вере и знании - М., Аргус, 1995.
6. О нашем поражении. - М., Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 1996. Перепечатка: О последних судьбах нашего мира. Три взгляда из разных эпох. М., Отчий дом, 1998.
7. Раннее христианство и переселение душ. - М., Гнозис, 1996. 2-е издание, исправленное и дополненное - М., Сретинский монастырь, 1998.
8. Сатанизм для интеллигенции. (О Рерихах и Православии). т. 1. Религия без Бога. т. 2. Христианство без оккультизма. - М., Отчий дом, 1997.
9. Христианская философия и пантеизм. - М., Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 1997.
10. Школьное богословие. - М., Благовест, 1997.
11. Протестантам о Православии. - М., Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 1997.
12. Да ли сви путеви воде ка Богу? Огледи на Православльу у постхришчанском свету. - Цетинье, Светигора, 1997. (На сербском языке).
13. Если Бог есть любовь. - М., Свято-Тихоновский Православный Богословский Институт, 1997.
14. Православие и право. Церковь в светском государстве. - М., Издательство Сретенского монастыря, 1997/
15. Вызов экуменизма. М., Благовест, 1997.
16. Наследие Христа. Что не вошло в Евангелия? М., Благовест, 1997.
17. Оккультизм в Православии. М., Благовест, 1998.

Последние интервью:
51. Новый русский священник // Медведь _ 3(27), 1998.
52. Нужны ли сегодня герои? // Коммерсант-daily 27 марта 1998.
53. Человек и Бог: вчера, сегодня, завтра. // Литературная газета 8 апреля 1998.
54. Надо бы жить, "чуя страну"... // Трибуна. 14 апреля 1998.
55. Правила дорожной безопасности на пути к Пасхе // Вечерний клуб. Еженедельная газета московской интеллигенции. _ 15 (1287) 16 апреля 1998.
56. Мне просто неприятно, когда людей обманывают... // Татьянин день. _22, май 1998.
57. Я призываю сегодня Русскую Церковь к спячке // Вечерний клуб. 4 июня 1998.
58. Разговор "выше пояса", или о правилах, писанных кровью // Фома. 1998, _1.





назад