Тирания


Тирания и тираны в древней Греции. - Слова: "тирания" (тurаnniV) и
"тиран" (тurаnоV), по всей вероятности, восточного происхождения
(лидийского или фригийского?) и впервые встречаются у поэта Архилоха.
Древние греки связывали с ними иное понятие, нежели мы: теперь Т. мы
называем жестокое правление, а тираном - жестокого, хотя бы и законного,
государя; греки же обозначали этими словами обыкновенно незаконность
происхождения власти и тиранами называли лиц, силой или хитростью
присвоивших себе власть, по праву им не принадлежавшую, хотя бы они были
люди кроткие и гуманные (впоследствии, впрочем, философы, напр.
Аристотель, характерной чертой тирана считали стремление не к общей
пользе, а к своей личной выгоде, или превышение власти, хотя бы и
законной). Таким образом, Т. в древнегреческом смысле - в сущности
узурпация, а тираны - узурпаторы, и греческую Т. скорее всего можно
сопоставить с цезаризмом в Риме. Древняя Т. характеризует
преимущественно вторую половину VII-го и VI-ое стол. до Р. Хр. То было
время, когда в Греции с одной стороны начинали развиваться
промышленность и торговля, входили в употребление и приобретали большое
значение деньги, росла новая сила - демос, народ, а с другой усиливались
произвол и злоупотребления правящей аристократии, экономический гнет и
задолженность массы, особенно бедственная вследствие сурового долгового
права, обрекавшего неисправного должника на рабство. На почве
недовольства демоса страдавшего от политического бесправия, отсутствия
писанных законов, экономического кризиса, и возникла Т. Это - своего
рода демократическая диктатура, в которой нуждался недостаточно еще
окрепший демос. Тираны выходили иногда из рядов высших правительственных
лиц, пританов (например Фрасибул в Милете) или архонтов, старавшихся
насильно продлить или усилить свою власть (наприм. Дамасий в Афинах); но
чаще всего это были аристократы по происхождению, из расчета, честолюбия
или из-за личной обиды разрывавшие связь с своим сословием,
становившиеся во главе демоса и с помощью его, силой или хитростью,
захватывавшие власть в свои руки (Пизистрат в Афинах). Существующих форм
государственного строя и законов тираны большею частью не трогали и
довольствовались властью фактической, предоставляя высшие должности
своим родственникам или приверженцам, как делал Пизистрат; иногда,
впрочем, они старались и в самом устройстве дать перевес началам
демократическим (Клисфен Сикионский). В видах большей безопасности и
прочности собственной власти, они принимали меры против излишнего
скопления населения в городе и старались отвлечь его внимание от
государственных дел. Опорой их служила прежде всего военная сила
равно как и для осуществления своей внешней и внутренней политической
системы, тираны должны были обладать большими денежными средствами и
вводить налоги, иногда в форме прямого обложения. Так, Пизистрат владел
рудниками в местности около р. Стримона, богатой лесом и драгоценными
металлами, и взимал с жителей Аттики поземельную подать (в размере 1/10
или 1/20). Тираны вступали в союз друг с другом (Пизистрат и Лигдамид
Наксосский) и в тесные связи с Востоком (Поликрат), вообще развивали
широкую внешнюю политику, старались распространить свое политич. и
торговое влияние. В этом отношении характерна политика Пизистрата, уже
наметившего то, что впоследствии совершено было Афинами V в., и
явившегося в этом отношении как бы предшественником Фемистокла и
Аристида, Кимона и Перикла. Тираны заботились о развитии морского
могущества и об основании колоний (Кипсел и Периандр Коринфские). Они
искали и нравственной опоры для своей власти, в дружественных связях с
Олимпией и в особенности с дельфийским оракулом; они вводили новые
культы, покровительствовали (наприм. Периандр) культу Диониса, бога
преимущественно простого, сельского класса, устанавливали новые
церемонии и празднества (Пизистрат и Великие Панафинеи). Они вступали в
союз с умственными силами века, являлись в роли меценатов, привлекали к
своему двору поэтов, этих глашатаев славы и руководителей общественного
мнения (Пизистратиды и Анакреон, Симонид; сиракузские тираны и Пиндар),
а также художников. Они проявляли в широких размерах строительную
деятельность, не только способствовавшую украшению и укреплению их
резиденций или благоустройству и общей пользе (водопроводы и дороги), но
и дававшую заработок массе рабочих и ремесленников. Лучшей опорой
тиранам служила преданность демоса; поэтому уже личные выгоды заставляли
их заботиться об удовлетворении насущных его интересов - о правосудии, о
поднятии экономического благосостояния массы. Некоторые из тиранов
особенно покровительствовали земледельческому классу, оказывая ему
всяческое содействие и помощь; напр. Пизистрат посредством создания для
него кредита завершил то, что начато было Солоном, и устранил самый
корень бедствий, от которых страдало сельское население. Неудивительно,
что в некоторых городах утвердились целые династии тиранов, напр.
Орфагориды в Сикионе, властвовавшие в течение 100 лет; из них особенно
замечателен Клисфен. Из других тиранов выдаются Кипсел и Периандр в
Коринфе, Феаген - в Мегаре (где борьба носила на себе преимущественно
социальный характер), Пизистрат и его сыновья - в Афинах, Поликрат - на
о-ве Самосе. Из сицилийских тиранов V в. особенно замечательны
сиракузкие - Гелон и Гиерон. Память о богатстве и могуществе тиранов
долго хранилась греками; о них ходили различные рассказы, своего рода
новеллы, образцы коих мы находим у Геродота (например, рассказ о свадьбе
Агаристы, дочери сикионского тирана Клисфена). Т. нанесла сильный удар
аристократии и много способствовала возвышению демоса. Она служила
большею частью переходной ступенью к демократии или, по крайней мере, к
более умеренной, сравнительно с прежней, аристократии. Благодаря ей во
многих государствах могли окрепнуть демократические элементы. Многие
тираны, особенно основатели династий, были выдающимися личностями,
обладавшими мужеством и глубоким умом. Но Т. имела немало и темных
сторон. Если уже наиболее выдающиеся тираны, основывавшие династии,
оказывались слишком неразборчивыми в средствах и слишком
подозрительными, то их преемники-тем более: не имея ни тех талантов, ни
тех заслуг, которые давали их отцам и предшественникам некоторое право
на могущество, сознавая незаконность своей власти, они становятся еще
более подозрительными и жестокими, видят свою опору исключительно в
силе, в наемной страже, пренебрегают интересами демоса, которые делаются
для них совершенно чуждыми и непонятными, и воздвигают гонение на всех.
При Т. не мог бы развиться вполне и свободно греческий гений; греки
впали бы в косность. Т., с ее насилием, подозрительностью и лицемерием,
должна была иметь деморализующее влияние; ее падение, после того, как
она совершила свою историческую задачу, было необходимо и благотворно
для дальнейшего развития греков. 0крепший демос мог теперь и без тиранов
отстаивать себя. Мало-помалу Т. стала вызывать против себя недовольство
даже в тех слоях, на которые она прежде опиралась и для которых теперь
сделалась ненужным и тяжелым гнетом. Ее падению немало содействовала и
Спарта, бывшая естественным врагом Т., как демократической диктатуры. К
концу VI в. в большей части Греции Т. исчезает, уступая место или
демократии или умеренной аристократии. Дольше удержалась она в
сицилийских городах, где борьба между разнообразными племенными
элементами часто приобретала особенно ожесточенный характер. В конце V и
в течение IV в. она получила особенное развитие в Сиракузах, в лице двух
Дионисиев (Старшего и Младшего) и Агафокла. Но эта Т. имеет несколько
иной характер: современница упадка и вырождения демократии и развития
наемничества, она является по преимуществу диктатурой военной; ее
представители выходят из рядов военачальников и опираются почти
исключительно на военную силу, на солдат. Тоже следует сказать и о тех
тиранах, которые появлялись в Греции во времена и под эгидой
македонского господства.

Рlаss, "Diе Туrаnnis in iнrеn веidеn Реriоdеn веi dеnаlтеn Griеснеn"
(1852); Zеilеr, "Uевеr dеn Веgriff dеr Туrаnnis веi dеn Griеснеn"
("Siтzungsвеr. d. ВеrJ. Ак. d. Wiss.", 1887). О сиракузских тиранах -
преимущественно Ноlм, "Gеsсн. Siсiliеns" (т. 1 и II, 1870 сл.).
Источники. Геродот, Аристотель (в "Афинской Политии" - о Пизистрате и
его сыновьях, в "Политике" - вообще о Т., как наихудшей форме
правления).