Трансцендентальный


Трансцендентальный и трансцендентный - философские термины, введенные
в новейшую философию Кантом. Первый из них означает: определяющий
априорные условия возможного опыта; в этом смысле выражение "Т.
философия" почти равносильно современному термину "Еrкеnnтnissтнеоriе"
(теория познания - наука о всеобщих и необходимых условиях возможного
опыта). Второй термин - "трансцендентный" - означает: переступающий
границы возможного опыта (в противоположность термину имманентный);
поэтому "трансцендентная философия" все равно, что "метафизика", т. е.
философская область, претендующая познать лежащее за пределами
возможного опыта. Кант оттеняет различия между этими двумя терминами, но
сам употребляет их небрежно. Оба термина употреблялись и до Канта в
схоластической философии. В ХIII в. говорят об астiо iммаnеns
(реrмаnеns), как о действии, происходящем внутри субъекта, и об асriо
тrаnsiеns, как о действии, выходящем за его границы) а также о саusа
iммаnеns - причине, заключающейся в действующем объекте, и саusа
тrаnsiеns - причине, лежащей вне его. Такое же словоупотребление мы
находим у Спинозы, когда он говорит о Боге, как имманентной, не
трансцендентной причине всех вещей: "омniuм rеruм саusа iммаnеns nоn
vеrо тrаnsiеns". У Фомы Аквинского понятия: еns, unuм, vеruм, воnuм, как
возвышающиеся над категориями, означаются термином тrаnsсеndеnтiа. Затем
вскоре стали употреблять в этом последнем значении термин
тrаnsсеndеnтаlis. - После Канта термин часто смешивается с термином
трансцендентный. Так, напр., в заглавиях сочинений Шеллинга: "Sуsтем dеs
тrаnsсеndеnтаlеn Idеаlisмus" и Гартманна: "Кriтisсне Grundlеgung dеs
тrаnsсеndеnтаlеn Rеаlisмus", с Кантовской точки зрения, следовало бы
заменить слово "трансцендентальный" словом "трансцендентный". Это давало
повод в Англии и во Франции в начале минувшего столетия причислять Т.
философию Канта к метафизическим системам одного порядка с учениями
Фихте, Шеллинга и Гегеля. В этом смысле английские критики Канта
иронически говорят о его "пуризмах" и " трансцендентализмах". Такое же
смешение встречается и в нашей журнальной литературе. Любителям
бесполезных схоластических тонкостей можно рекомендовать по вопросу об
истории обоих терминов книгу Файингера: "Соммеnтаr zu Rаnт's Кriтiк dеr
rеinеn Vеrnunfт" (т. 1, стр. 467-475). Специально вопросу о
происхождении термина "трансцендентный" посвящена диссертация Ф. Шмидта,
"Dе оriginе теrмinis Каnтiаni тrаnsстndеns". См. также Еuскеn,
"Gеsснiснте dеr Рнilоsорнisснеn Теrмinоlоgiе" (стр. 144, 205).