Траян


Траян в народной поэзии. - Около личности императора Т. образовалось
много легенд, как на Западе, так и в славянском Мире. Западноевропейские
легенды о Т. имеются в списках VIII-IХ веков, но восходят к VI-му веку;
Т. является здесь типом правдивого царя. "Т." славянских преданий
получил свое имя от римского императора благодаря тому, что славяне
обитали в Дакии, где пришли в соприкосновение с римской империей при
Траяне. Имя Т. в ряду славянских божеств, наряду с Велесом и Хорсом,
встречается в одной из славянских редакций хождения Богородицы, в
рукописи ХII в. В "Слове и откровении св. Апостол", напечатанном по
рукописи ХVI в. Тихонравовым, Т. стоит рядом с Хорсом, Перуном и Дыем,
причем о нем говорится, что он "бяше царем в Риме". Эпитет "Т."
встречается тоже неоднократно в Слове о Полку Игореве. А. Н.
Веселовский, признавая, что в одних случаях этот эпитет Слова навеян
легендой об императоре Т., в других случаях объясняет появление его в
Слове влиянием так наз. "Траянских Деяний", широко распространенных в
средневековой литературе. Эпитет Слова: "внук Т." Веселовский сближает с
легендой о происхождении разных народов от троянцев. В южнославянской
поэзии Т. является в качестве ночного существа; по сербской сказке, он
ездит ночью в Срем к своей возлюбленной и покидает ее до зари.
Застигнутый однажды солнцем, он был растоплен им и исчез без следа. Это
дает повод исследователям мифологической школы сближать Т. с ночными
(черными) Эльфами. Подобно Эльфам, Т. обладает несметными сокровищами. В
болгарской песне жители города Т. не веруют в Бога, а поклоняются золоту
и серебру. По этим чертам Буслаев сравнивает Т. болгарского предания с
Карловым Аlvis из Эдды. Веселовский указывает другую параллель между
южнославянским преданием и немецким, сопоставляя славянского Т. с
Гагеном "из Трои" германской саги Х-го века. Сербское сказание о Траяне
близко подходит к рассказу о Мидасе, с которым роднит Т. южно-славянской
легенды и наружность его (он с звериными ушами). Созвучие, по-видимому,
открыло доступ отголоскам Траяновой легенды в Троицкую обрядность. Шейн
сообщает, что в Севском уезде, Троицкое хождение в лес для завивания
березки называется "ходить на Т.". Вообще отголоски Траяновой легенды
знакомы не только южным, но и северным славянам (русским), на что
указывает существование ряда географических названий, происходящих от
имени Т., как-то Траянов, Траяновка и др. Ср. В. Ф. Миллер, "Взгляд на
Слово о Полку Игореве"; Веселовский, "Новый взгляд на Слово о Полку
Игореве" ("Журн. Мин. Нар. Просв." 1877, август); его же, "Легенды о
вечном жиде и об императоре Т." ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1880, июль);
его же, "Разыскание в области русск. дух. стиха" VI-Х); Буслаев,
"Историч. очерки русско-народной словесности" (т. 1, глав. ХIV).