Труба


Труба (тrомва, сlаrinо, множ. сlаrini - ит., Тrомрете - нем.,
тrомретте - франц.) - медный духовой инструмент, трубка которого длиной
в восемь футов, с раструбом в конце. В верхней части Т. помещается
мундштук-чашечка в виде полушария, через который играющий вдувает воздух
в инструмент. Форма такого мундштука применяется во всех медных
инструментах, за исключением валторны, имеющей мундштук в виде воронки.
Устройство мундштука в деревянных инструментах совершенно. Трубка Т.
согнута овалом, в середине которого помещаются кроны. Настоящий вид Т.
довольно схож с тем, который установился при Людовике ХI. Т. -
инструмент военный. В опере Т. была впервые применена в начале ХVII ст.,
в "Орфее" Монтеверде. Т. бывают натуральные, издающие только звуки
натуральной гаммы, и хроматические, с вентилями. Натуральные Т. бывают
различных величин, а потому различных строев. На некоторых Т. строи
меняются с помощью машинок или кронов. Т.- инструмент преимущественно
транспонирующий. Партия пишется как бы в тональности С в скрипичном
ключе и транспонируется на тот интервал выше или ниже, на какой строй Т.
отстоит от тональности С. Хроматические знаки ставятся не в ключе, а при
нотах. Низкие ноты, написанные в басовом ключе, всегда транспонируются
вверх на октаву или другой интервал, смотря по строю Т. Трубы строев Аs
ваssо, А, В, Н (низкий строй) транспонируются в скрипичном ключе на
интервал вниз, смотря по строю; напр. нота соль будет звучать в первой
Т. на большую терцию вниз (ми бемоль), а в третьей - на большую секунду
вниз (фа), Затем Т. С, Dеs, D, ЕS - средний строй. В строе С партия Т.
звучит как пишется; в других строях ноты транспонируются на интервал
вверх, напр. нота соль будет звучать в Т. Dеs на малую секунду вверх, в
Т. Еs - на малую терцию вверх. Высокие строи Т. - Е, F транспонируются
тоже вверх. Высшие - Gеs, G, Аs атто - также. Наиболее употребительный
звуковой объем Т. Аs ваssо, А, В, Н, С, Dеs, D, Еs в две октавы, от соль
в малой октаве до ноты соль во второй октаве по письму, но не по звуку,
так как последний с каждым строем будет меняться. Объем Т. Е и F
Gеs, G, Аs аlто - от до в малой октаве до до во второй октаве. Общий
характер Т. энергичный, воинственный, светлый, но, смотря по строю, в
частностях характер меняется; напр. в строе С звук простой, в. Dеs -
яркий, блестящий и т. д. От вкладывания в раструб демфера (род пробки)
звук значительно ослабляется. Низшие звуки Т. глухие, средние -
поддаются всем нюансам, от рiаnо до fоrтissiмо, Верхние звуки -
преимущественно склонны к fоrте. Выдерживаемые, но не слишком
продолжительные ноты, мелодии и пассажи, преимущественно гармонические
(разбитый аккорд - фанфара), игра несвязанными нотами-в характере Т.
Быстрое Повторение одной и той же ноты с помощью двойного или тройного
удара языка (Sснметтеrтоn) весьма доступно для Т. В оркестре применяют
преимущественно две Т. Обе их партии пишутся на одной системе и в одном
строе. Звуки двух Т. должны по большей части совпадать в консонансах.
Для Т. выбирается тот строй, который может дать требуемые пьесой
натуральные звуки этого строя. Уже 30 лет как натуральная Т. вытеснена
Т. с вентилями или хроматическою Т. (Тrомретте а рisтоn,
Vеnтilтrомрете). От вентилей Т. приобрела хроматическую гамму, но
потеряла серебристую звучность и отчасти воинственный характер
натуральной Т. Хотя на ней можно играть плавно идущие мелодии, но лучше
писать партию в характере натуральной Т. Наиболее употребительные строи
Т. с вентилями - Еs, Е, F. Объем Т. в F - от до в малой октаве до ноты
ми во второй, по письму. Звучит эта Т. на кварту выше писанных нот, т.
е. настоящий звуковой объем будет от фа в малой октаве до ноты ля во
второй октаве.