Термин


Термин Т. у полинезийцев, как и у других народов, кроме значения
"священный", имел и другое, противоположное - "проклятый", "нечистый".
Генезис этого второго значения очень сложный. Первая причина кроется в
том, что, кроме божеств добрых, сообщавших атрибут "священности",
существовали и божества злые, причинявшие болезнь и смерть. Эти божества
сообщали предметам и лицам страшный свойства, которых необходимо было
избегать. Поэтому умерший и все, что имело отношение к нему, - дом, в
котором он жил, лодка, на которой его перевозили и т. д., - считалось
отверженным, "нечистым", носящим в. себе нечто опасное, губительное, и
должно было быть неприкосновенно в силу своей губительности. Другим
поводом к образованию этого значения служили строгие кары, следовавшие
за нарушением Т. первого рода. Предметы и лица, считавшиеся "священными"
в силу своего отношения к божеству и потому навлекавшие страшные
бедствия на нарушивших их "священность" хотя бы простым прикосновением к
ним, согласны были в конце концов вызывать страх и даже отвращение.
Известные роды пищи, считавшиеся запретными, должны были выработать
инстинктивное чувство брезгливости. На практике Т. обоих родов сплошь и
рядом ничем не различались. Так, лицо, очутившееся под Т. второго рода,
т. е., как нечистое, не могло есть из собственных рук; его должны были
кормить посторонние. Но в том же положении были и "освященные" вожди,
бывшие под вечным Т. первого рода: им не только запрещалось есть из
собственных рук (их кормили жены), но они не могли принимать пищи в
домах, а должны были есть на открытом воздухе. Множество Т. второго рода
касались женщин; во время родов они считались "нечистыми". Совместная
еда с мужчинами для них безусловно не допускалась. На овах Гавайских
женщинам запрещалось употреблять в пищу мясо свиней, птиц, черепах,
некоторые сорта рыбы, кокосовые орехи и почти все, что приносилось в
жертву (аi-тавu - священная еда). Все эти роды пищи считались Т.
(нечистыми) для женщин. Женщина, приготовлявшая кокосовое масло,
подвергалась Т. на нисколько дней и не могла прикасаться к пище. Вообще
пища составляла предмет множества Т.; так, например, ее запрещалось
носить на спине, иначе она становилась Т. (нечистой) для всех, кроме
того, который носил ее запретным способом. Больше всего Т. второго рода
вызывало все что имело хотя бы отдаленное отношение к смерти и умершими
Не только прикасавшиеся к покойнику, но даже бывшие на похоронах
становились Т. на продолжительное время. Кто убил врага на войне, тот на
10 дней лишался права общения с людьми и права прикасаться к огню. Два
вида Т. заслуживают особого внимания, как относящиеся более к морали,
чем к религии. Женщина до браков считалась nоа (доступной) для всякого
мужчины; после брака она становилась Т. для всех, кроме своего мужа.
Новорожденные пользовались Т. королей: все, к чему они прикасались,
становилось их собственностью. Прикосновение к ребенку и питье воды из
его рук считалось очистительными средством. Общественные Т.
устанавливались либо посредством провозглашена, либо знаками (столб с
бамбуковыми листьями). Частные Т. также устанавливались знаками (надрез
на дереве означал Т. собственности). Соблюдение Т. охранялось
репрессивными мерами (смертная казнь, конфискация имущества,
разграбление садов, штрафы в пользу лиц, установивших Т. и т. д.) и
страхом небесных кар (злой дух забирался в тело и поедал внутренности
нарушителя Т.). Бывали случаи, когда люди, имевшие несчастье нарушить
Т., умирали скоропостижно от одного страха перед неминуемой карой
небесной. Этот страх давал повод людям сильным и власть имущим
устанавливать с корыстной целью Т., разорительные для массы населения.
Когда в 20-х годах прошлого века на Гавайских о-вах явились первые
европейцы, на глазах у всех безнаказанно нарушавшие самые священные Т.,
народ с величайшей радостью последовал примеру некоторых членов
королевского дома и раз навсегда освободил себя от страшного ига системы
Т.