Тард


Тард (Gавriеl Таrdе) - французский социолог и криминалист (род. в
1843 г.). Служил в судебном ведомстве, был потом начальником
статистического бюро в министерстве юстиции; теперь преподает в высших
учебных заведениях Парижа (Соllеgе dе Frаnсе, Есоlе dеs sсiеnсеs
роliтiquеs. Соllеgе liвrе dеs sсiеnсеs sосiаlеs). В 1900 г. он избран в
члены академии нравственных и политических наук. Как социолог, Т. может
быть назван представителем психологического направления. Известность его
зиждется главным образом на его труде: "Lеs lоis dе l'iмiтатiоn" (1890,
русский перев. 1892). Кроме массы статей, разбросанных по разным
периодическим изданиям и отчасти собранных в "Еssаis ет меlаngеs
sосiоlоgiquеs" (1895), он написал еще: "Lа fоulе сriмinеllе" (1892),
"Lеs тrаnsfоrматiоns du drоiт" (1893), "Lоgiquе sосiаlе" (1895),
"L'орроsiтiоn univеrsеllе" (1897), "Етudеs dе рsусноlоgiе sосiаlе"
(1898), "Lеs lоis sосiаlеs" (1898), "Lеs тrаnsfоrматiоns du роuvоir"
(1899) и "L'орiniоn ет lа fоulе" (1901), а также несколько работ по
теории уголовного права ("Преступная толпа" и "Социальная логика",
перев. на рус.). Сущность социологических взглядов Т. определяется
исходным их положением, по которому общественность тесно связана с
подражательностью. Основной закон всего сущего - всемирное творение, под
формами волнообразного движения в неорганической природе,
наследственности в мире органическом и подражания в жизни общества. Т.
говорит даже, что общество, в конце концов, есть подражание ("lа
sосiете, с'еsт l'iмiтаliоn"). Если бы, однако, действовал этот только
закон, то была бы невозможна эволюция; но дело в том, что повторяющиеся
ряды вторгаются один в другой, тем самым вызывая уклонения от строгого
повторении, и потому кроме подражания действует еще инновация, которую
мы называем индивидуальными особенностями, личной оригинальностью,
инициативой и т. п. Подражание подхватывает то, что было сначала лишь
уклонением; этим путем единичный случай тоже начинает повторяться, и то,
что первоначально было случайным исключением, становится общим правилом
для целого ряда случаев. См. ст. Веulот ("Rеv. Рнil.", 1896),
Wrоввlеwsка, "Аrсн. fur Gеsсн. dеr Рнilоsорнiе" (1896) и брошюру А.
Козлова, "Т. и его теория общества" (1886). Н. Карпева.
от итальянских антропологов-позитивистов. по методу и приемам
исследования он примыкает ко вторым, по существу своих воззрений -
является самым решительным их противником. Главное его сочинение: "Lа
рнilоsорнiе реnаlе" (1890) представляет собою критически разбор теории
Ломброзо. Задачи и цели наказания, по Т., эволюционируют. Первоначальная
цель наказания - очищение общества: грех должен быть смыть. Затем
выдвигается момент устрашения. Современные карательные меры должны иметь
целью исправление. Наряду с полной вменяемостью и полной
безответственностью, Т. допускает вменяемость частичную или ослабленную.
Возражая против учения Гарофало о так паз. естественных преступниках, Т.
утверждает, что во многих случаях в человеке исчезают чувства
альтруистические и до крайности развивается эгоизм не до, а после
совершения преступления, так что не отсутствие альтруизма порождает
преступление, а наоборот. Момент предумышления в его глазах не имеет
того значения, которое за ним удерживается классической доктриной.
Покушение на преступление должно влечь то же наказание, как и оконченное
деяние, ибо преступник подвергается наказанию не за вред; им
причиненный, а в виду той опасности, которую создают для общества
проявленные им антисоциальные свойства. Учение о соучастии, как об
особой форме виновности, обусловливающее особый порядок назначения
наказания за общее дело, могло, по мнению Т., иметь место лишь тогда,
когда судили не живых людей, а отвлеченное дело; теперь вина каждого из
соучастников должна быть исследуема самостоятельно и каждый должен быть
наказываем только за то, что он сам сделал. В области процесса Т.
выступает, вслед за итальянскими позитивистами, энергичным противником
суда присяжных, за его слабость и безграничную снисходительность,
Функции суда, по его учению, должны быть переданы специалистам,
изучавшим физиологию, психологию и социологию и знакомым с арестантами,
с их жизнью и бытом. Кроме "Философии уголовного права", Т. написал: "Lа
сriмinаliте сомраrее" (1886), "Етudеs реnаlеs ет sосiаlеs" (1891) и
несколько статей и отчетов в различных статистических и
криминалистических изданиях. Он состоит одним из редакторов "Аrснivеs
d'аnтrороlоgiе сriмinеllе". См. В. Д. Спасович, "Новые направления в
науке уголовного права" (М., 1868). К. Л.