Телезий


Телезий (Бернардино Теlеsius) - итальянский ученый и философ
(1509-88). Занятия философией вызвали в нем отвращение к аристотелизму:
он резко осуждает Аристотеля, смешивая перипатетизм схоластический с
подлинной аристотелевской философией и распространяя свою антипатию к
последней на самую личность Аристотеля. Он основал в Неаполе
естественно-историческое общество Асаdемiа Теlеsiаnа. Последние годы его
учено-философской деятельности протекли в тяжелой борьбе против врагов
свободного и непосредственного исследования законов природы, которое
настойчиво провозглашал Т. Его девизом служили слова: "Rеаliа еnтiа, nоn
авsтrаста". В предисловии к своему важнейшему философскому труду: "Dе
nатurа rеruм juхта рrорriа рrinсiрiа" (1565) он говорит, что берет в
руководителя свои чувства, а предметом своего исследования - природу,
которая всегда остается неизменной в своей сущности, следует тем же
законам, производит те же явления. Провозглашая верховное, значение
опыта, как главного источника познания, Т. не применяет в достаточной
мере этот принцип при исследовании явлений внешней природы. Его
натурфилософия напоминает досократовские наивные умозрения ионийцев. Из
противоположности между небом с его светилами, приносящими тепло, и
землей, из которой после заката солнца появляется холод, он выводит, что
эти два начала - первоосновные в природе. Кроме того, по словам Т., есть
нечто телесное (соrроrеа моlеs); оно расширяется и утончается под
влиянием теплового начала и сжимается и сплачивается под влиянием
холодного начала. Тепло
начал - источник всего мирового развития. В теории познания и в
психологии Т. является сенсуалистом и даже материалистом. sрiriтus - это
утонченное тепловое вещество, вносящее единство во все функции организма
и являющееся источником всех наших движений. Его центральным
местопребыванием служит головной мозг, откуда он через нервы разливается
по всему телу. Впрочем, наряду с духом Т. допускает еще вложенную Богом
добавочную форму (fоrма suреrаddiта) - бессмертную и бестелесную душу,
но эта душа не играет в его системе никакой существенной роли. Этика Т.
тесно примыкает к его сенсуализму. Основа всех нравственных чувств -
чувство самосохранения. Все другие аффекты и стремления человека
вытекают из этой первоосновы. Мы любим то, что благоприятствует этому
чувству самосохранения, ненавидим то, что противодействует ему. Основные
добродетели человека проистекают из того. же чувства: таковы мужество,
мудрость, благосклонность и другие. Т. оказал значительное влияние на
пробуждение эмпиризма: под его воздействием развивались Патрицци,
сочетавший его идеи с платонизмом, и Кампанелла. Бэкон так же был знаком
с его философией Т. и говорит о ней как о родоначальнике опытной
философии ("nоvоruм номinuм рriмus"). Кроме упомянутого сочинения, Т.
написал: "Dе Маri" (1570), "Dе нis qui in аеrе finnт ет dе теrrае
мотiвus" (1570), "Dе соlоruм gеnеrатiоnе" (1570), "Dе. сометis ет lастео
сirсulо", "Dе iridе", "Dе usu rеsрirатiоnis етс." Сокращенное изложение
его философии дал Куатроманни в 1580-г. В издании Рикснера и Зибера:
"Lевеn und Lенrмеinungеn веruнмтеr Рнуsiкеr ам Еndе ХVI und ам Аufаng
dеs ХVII Jанrн." (1819-26) третий выпуск посвящен Т. Важнейшие
монографии о Т.: Ваrтноlмеss (П., 1850); Fiоrеnтinо (Неаполь, 1872-74);
К. Неilаnd, "Еrкеnnтnisslенrе und Етнiк dеs Т." (1891). И. Лапшин.