Телефон


Телефон (экон.) - является крупным орудием сообщения. С развитием
городской жизни Т. приобретает все большую важность; с усилением
промышленного оборота он завоевывает себе крупное значение и в деревне,
в особенности в Америке - стране усиленного промышленного темпа. Чтобы
сберечь издержки по проведению телефонной линии, американские фермеры
пользуются изгородями, окружающими поля; телефонными линиями служат
проволоки, которые идут по этим изгородям, и только тогда, когда нужно
перебросить телефонную сеть через дорогу, для нее ставятся особые
столбы. Такой Т. обходится очень дешево, а между тем функционирует очень
успешно, даже тогда, когда роса покрывает изгородь. На первых порах Т.
находился почти исключительно в руках частных компаний, да и теперь в
большинстве случаев, остается за ними. Высокие дивиденды частных
телефонных обществ вызывают все более и более агитацию против такого
порядка вещей, и эксплуатация Т. постепенно переходит к государству или
муниципалитетам. В Соед. Штатах до сих пор Т. является обыкновенно
частным предприятием, точно так же как и в Англии. В Германии в 1896 г.
Т. объявлен государственной регалией; в Голландии некоторые телефонные
линии эксплуатируются городскими самоуправлениями, другие - частными
предпринимателями. Эксплуатация Т. государством или муниципалитетом
имеет крупные преимущества перед эксплуатацией их частными обществами.
Переход Т. в руки городских самоуправлений является отражением общей за
последнее время тенденции городских управлений расширять свою
хозяйственную деятельность в сфере водоснабжения, газоснабжения и т. д.
Иногда при даровании концессии телефонной компании предписывался
известный максимальный тариф за пользование Т.; предусматривались сроки
пересмотра этого тарифа, а также условия, при которых тариф должен
понижаться (напр. при достижении чистой прибылью компании известного
процента). Очень характерными в этом отношении являются те правила,
которые предписаны у нас положением комитета министров от 21 мая 1900 г.
для руководства при сдаче телефонных сообщений в Петербурге, Москве,
Варшаве, Одессе в руки частных предпринимателей. По этим правилам,
размер тарифа должен определиться на торгах, но по окончании
переустройства сети, если чистый доход за какой-либо эксплуатационный
год превысит 10% на затраченный на приобретение, переустройство и
развитие сети капитал, концессионер обязывается обращать на понижение
абонементной платы часть излишка (от 40 до 80%). Однажды пониженная
плата уже не может быть повышена. Усиление регламентации телефонного
дела в городах и выкуп его последними вызываются отчасти увеличением
промышленного и торгового оборота. Опыт показывает, что наиболее
благоприятные условия доставляют абонентам Т., находящиеся в руках
городских управлений или кооперативных обществ. Эксплуатация Т.
кооперативными обществами особенно развита в Дании и Финляндии, и здесь
мы находим чрезвычайно низкие нормы абонементной платы: в Финляндии
абонементная плата в 1899 г. колебалась от 102 марок до 10 марок в год.
В Мариенгамне, где абонементная плата 10 мар. в год, т. е. менее 4 наших
рублей, один телефонный аппарат приходится на каждых 9 жителей. Много
кооперативных обществ эксплуатируют Т. в Норвегии, Швеции, Бельгии, с
платой в маленьких городах от 20 до 35 руб., в больших - от 40 до 55 р.
В Швеции почти каждая деревушка имеет телефонное сообщение. В Англии Т.
находится в руках национальной телефонной компании, с высокими нормами
абонементной платы: напр. в Лондоне она достигает 200 р., в Манчестере -
10 фт. стерл., в маленьких городах
Штатах телефонное сообщение находится большей частью в руках телефонной
компании Белла, которая до последнего времени эксплуатировала телефонное
сообщение и в наших крупных городах. Абонементная плата, установленная
компанией Белла, в Америке, как и у нас, очень высока; так, в Детруа она
простирается от 75 до 150 доллар., в Нью-Йорке - до 240 долл., в
Бруклине - до 150; между тем, новая компания в конце 1898 г. предложила
для Нью-Йорка плату в 100 долл., для Бруклина - в 75, и, кроме того,
абоненты получают право контроля над ведением дела. Нечто подобное мы
видим и в Англии. В Англии, в гор. Дэнди, национальная телефонная
компания установила абонементную плату в 20 фн. стерл.; образовалась
другая компания, с платой в 10 фн.; тогда национальная компания понизила
абонементную плату ровно в 4 раза, т. е. до 5 фн., другая же,
конкурирующая компания - до 5,5 фн. стерл., и не смотря на столь низкую
абонементную плату эта последняя компания, просуществовавшая 4.5, года,
уплачивала своим акционерам по 9% дивиденда; затем предприятие ее было
куплено национальной компанией, и абонементная плата опять была повышена
до 10 фн. стерл. Когда в Вашингтоне департамент внутренних дел устроил
свое собственное телефонное сообщение, каждый Т. стал обходиться
правительству в 10,25 долл., вместо 75 долл., которые оно платило
компании Белла. 7 ноября 1900 г. состоялись торги на эксплуатацию
телефонной сети в 5 городах: Петербурге, Москве, Риге, Варшаве и Одессе.
В качестве состязателей выступили и городские управления Петербурга,
Москвы и Варшавы. Одессой Т. передан частному лицу, при условии
предельной абонементной платы в 48 руб. Одна русско-немецкая компании
получила право на эксплуатацию Т. в гор. Риге за 57 руб. абонементной
платы; в Варшаве частная компания взяла Т. при абонементной плате в 69
руб., в Москве - датско-шведско-русское общество Т., при размере
абонементной платы в 79 руб., тогда как городское управление предлагало
абонементную плату в 89 руб. (компания Белла взимала до сих пор 250
руб.). В Петербурге городское управление взяло в свои руки Т., при
предельной абонементной плате в 55 руб. Эти платы - только предельные;
при наличности известных условий (см. выше), они подлежат
соответственному уменьшению (Полож. ком. мин. 21 мая 1900 г.). В
некоторых городах Т. находятся в руках правительства.

Еurоре" (Л., 1895); "Dаs коммunаlе Теlерноnnетz in Амsтеrdам"
("Jанrвuснеr" Соnrаd'а, 1900, июнь); "Вullетin dе lа sосiете dе
gеоgrарнiс dе Finlаndе" ("Fеnniа", 17); Rоsвеrg, "Теlерноnеs"; Еdw. W.
Веwis, "Тне Теlерноnе" ("Мuniсiраl Моnороliеs", Нью-Йорк, 1899);
"Почтово-Телеграфный Журнал"; "Городское Хозяйство" ("Народное
Хозяйство", 1900, кн. IХ). И. О.