Успение


Успение Божией Матери (15 авг.) - дванадесятый богородичный праздник.
По самому древнему и общепринятому преданию церкви, событие это
представляется в таком виде: после вознесения на небо И. Христа Пресв.
Дева, оставаясь, согласно завещанию Сына, на попечении св. Иоанна,
постоянно пребывала в подвиге поста и молитвы и в живейшем желании
созерцать Сына, седящего одесную Бога Отца. День кончины Ее был открыт
Ей от Господа. В этот день апостолы были восхищены на облаках из разных
стран земли и поставлены в Иерусалиме. Сам Господь с ангелами и святыми
явился в сретение души Ее. Согласно воле Пресв. Девы, тело Ее было
погребено близ Иерусалима, в Гефсимании, между гробами Ее родителей и
обручника. На третий день, когда не бывший при кончине Богоматери ап.
Фома пришел ко гробу, тела Ее уже не было в гробнице. Церковь всегда
веровала, что оно было взято на небо. Праздник У. Богоматери восходит к
древнейшим временам христианства. В IV в. он является уже повсеместным,
как это видно из свидетельства Григория Турского и из упоминания его во
всех древнейших календарях. В V в. написаны стихиры на этот праздник
Анатолием, патриархом константинопольским, а в VIII в.
Первоначально праздник совершался 18 января, но по местам праздновался
15 августа. Всеобщее празднование его 15 августа установлено при
императоре Маврикии (с 582 г.). В настоящее время он чествуется церковью
с 14 по 23 августа. К празднованию его верующие приготовляются
двухнедельным постом, который называется Успенским и продолжается с 1 до
15 августа . В праздник У. церковь прославляет Богоматерь, честнейшую
херувимов и без сравнения славнейшую серафимов, которая ныне, как
царица, предстала одесную Сына, и, приняв под Свое покровительство род
человеческий, ходатайствует за него к благосердию Владыки. Вместе с тем
событием У. Богоматери церковь учит нас, что смерть не есть уничтожение
нашего бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения
к вечному бессмертию. К этой основной цели с IV в. присоединяется и
другая - обличить заблуждение еретиков, которые отрицали человеческую
природу Пресвятой Девы и утверждали, поэтому, что о смерти Богоматери не
может быть и речи. Таково было заблуждение коллиридиан, еретиков IV в.