Фехтование


Фехтование (нем. Fеснткunsт, франц. еsсriме, от итал. sснеrмirе,
защищаться) - искусство действовать холодным оружием (шпага, сабля,
шашка, штык, пика). Хотя оружие употреблялось уже в древнейшие времена,
но тогда оно находилось в таком младенчестве, что о каком-либо искусстве
и правилах действия не могло быть и речи; это видно, напр., из описания
Гомером единоборств Гектора с Аяксом и Ахиллом, во время которых бойцы
встречали удары только щитами. В бою имело тогда значение не искусство,
а сила и отвага. Хотя некоторые писатели (Капоферро) и говорят, что
обычай ратоборства получил начало в Ассирии, а оттуда перешел к персам и
грекам, но это едва ли верно: Ф., как искусство, впервые появилось у
римлян, у греков же оно имело небольшое значение; среди них процветала,
главным образом, стрельба из лука, состязание в которой производилось и
на Олимпийских играх, тогда как о Ф. на них не упоминается. Все
настоящие и бывшие школы Ф. считают своей родоначальницей римскую школу,
появившуюся в конце республиканского периода, когда Ф. начали обучать
рабов в гладиаторских школах. Первым известным учителем Ф. был консул
Рутилий (за 105 лет до Р. Хр.). Юлий Цезарь, готовясь к борьбе с
Помпеем, приказав научить Ф. своих милиционеров и сам выработал правила
фехтования; с этих пор оно было хорошо поставлено в римских легионах.
Рапира - главное фехтовальное оружие - была изобретена при Нероне; Марк
Аврелий вооружил ею гладиаторов, выпускаемых на арену. Дальнейшему
распространению фехтовальн. искусства служили в средние века рыцарские
турниры, а затем право носить оружие, полученное и горожанами. В
Германии образовались особые фехтовальные союзы; первым из них был союз
св. Марка, основанный в 1487 г. во Франкфурте-на-Майне; все последующие
имели одинаковые фехтовальные приемы и корпоративные законы, так как
всякий, желавший открыть фехт. школу, должен был выдержать публичное
испытание и вступить в братство св. Марка. Затем появляются союзы
странствующих фехтовальщиков, так назыв. рубак, которые показывали свое
искусство за деньги на ярмарках. В Германии предпочитали рубящее оружие,
главным образом мечи; в Италии фехтовали почти исключительно на шпагах,
заимствованных из Испании. Несмотря на общераспространенность фехтования
на Западе, до конца ХV ст. оно преподавалось только практически, и
никаких письменных правил для него не было издано; первые такие правила
были составлены в 1474 г. Жаком Понцом и Петром Торресом, затем
руководства стали весьма многочисленны, потому что Ф. на шпагах было
обязательным в итальянских университетах; из них оно было перенесено
студентами в Германию и Францию, где весьма быстро привилось, чему
особенно способствовало ношение дворянами шпаги, как знака их
достоинства. В это же время городские фехтовальные союзы исчезают,
уступая место обществам стрелков, и Ф. остается только, как необходимый
предмет воспитания дворян, в университетах, в военно-учебных заведениях
и в войсках. При университетах основываются школы Ф.; первою из них была
школа в Иене (1618), в ней преподавалось Ф. исключительно на шпагах, и
скоро она стала известна не только во всей Германии, но и за границей.
Шпага осталась до настоящего времени любимым оружием на юге Европы,
особенно во Франции; в Германии же, продолжая учиться Ф. на рапирах
(шпагах), с 1843 г. (в Иене) перешли к дуэлям на эспадронах, как более
безопасном оружии. Флорио, один из выдающихся учителей Ф., в своей речи
"О пользе Ф." (1828) отдает решительное предпочтение шпаге, но его
утверждение, что бой на саблях неправилен, ошибочно; теперь во всех
армиях прекрасно поставлено Ф. на этом оружии. С ХVII стол. во Франции
начали фехтовать в армии на штыках; это Ф. скоро было заимствовано в
германскую, австрийскую и шведскую армии. Вооружение некоторых частей
пиками, заимствованными с Востока, повело за собою Ф. и на них. Вообще
Ф. возможно - и практиковалось - на любом холодном оружии, даже на
кинжалах (наваха в Испании). В Россию Ф. перешло с Запада вместе с
иноземным строем и было первоначально только одним из воинских
упражнений. С основанием в ХVIII столетии военноучебных заведений Ф.
входит в их программу, а подражание иностранцам заставляет и наше
дворянство учиться фехтовальному искусству. Сначала все фехтовальные
учителя были иностранцы; только с самого конца ХVIII стол.
преподавателем фехтования почти во всех учебных заведениях Петербурга
стал знаменитый впоследствии И. Е. Сивербрик. Мы заимствовали
фехтовальные приемы от французов и их школа преобладает у нас до
настоящего времени. Другая главная школа - итальянская - отличается
большею простотою. Теперь наиболее употребительно фехтование по системе
так называемой jеu мiхте, удержавшее и некоторые приемы старой школы.