Филарет


Филарет - патриарх российский, в мире Феодор, старший сын боярина
Никиты Романовича. Предполагают, что он родился от второго брака Никиты
Романовича, между 1554 и 1560 г. В детстве он получил хорошее
образование и научился даже латинскому языку по собранию латинских
речений, написанных для него славянскими буквами одним англичанином.
Двоюродный дядя царя Феодора, любознательный и начитанный, веселый и
приветливый, красивый и ловкий, соединявший любовь к книгам с любовью к
развлечениям и нарядам, он играл в молодости видную роль, пользуясь
одинаковой популярностью и у соотечественников, и у иностранцев. Он
женился на дочери бедного костромского дворянина Ксении Ивановне
Шестовой и имел от нее 5 сыновей и одну дочь. Из всех детей его пережил
только сын Михаил, избранный на царство. В 1586 г. Феод. Ник.
упоминается как боярин и наместник нижегородский, в 1590 г. участвует в
качестве дворового воеводы в походе на Швецию, в 1593 - 94 г. состоит
наместником псковским и ведет переговоры с послом имп. Рудольфа,
Варкочем. В 1596 г. состоит воеводой в правой руке. От 90-х годов дошло
до нас несколько местнических дел, касающихся Феод. Ник. и рисующих
влиятельное положение его среди московского боярства. По смерти царя
Феодора народная молва называла Феод. Ник. ближайшим законным преемником
престола; в Москве ходили слухи, что покойный царь перед смертью прямо
назначил его своим преемником. Борись Годунов, сев на царство,
оправдывался перед ним ссылкой на народное избрание и давал ему клятву
держать его главным советником в государственном управлении. Были ли у
самого Феод. Ник. планы на воцарение, неизвестно; в коломенском дворце,
однако, был найден его портрет в царском одеянии, с подписью "Царь Федор
Микитич Романов". Как бы то ни было, он подписался под избирательной
грамотой Бориса. В 1601 г., во время разгрома фамилии Романовых Борисом
, Феод. Ник. был пострижен в монахи под именем Ф. и сослан в Антониев
Сийский монастырь; жена его, постриженная под именем Марфы, сослана в
Заонежские погосты, а малолетний сын Михаил и дочь заточены на
Белоозере, с теткой Настасьей Никитичной. Жизнь Ф. в монастыре была
обставлена очень сурово: пристава пресекали всякие сношения его с
окружающим населением и изнуряли его грубым соглядатайством и мелочными
притеснениями, жалуясь в тоже время в Москву на его крутой и запальчивый
нрав. С появлением в 1605 г. известий о движениях Лжедмитрия в
настроении Ф. была замечена резкая перемена: он повеселел и громко стал
высказывать надежду на скорый переворот в своей судьбе. 30 июня 1605 г.
Лжедмитрий возвел Ф. в сан ростовского митрополита. Кажется, Ф. редко
наезжал в свою митрополию, проживая с тех пор большею частью в Москве.
По воцарении Василия Шуйского Ф. ездил в Углич открывать мощи Дмитрия
Царевича. В 1609 г. Ростов подвергся нападению тушинцев; Ф., запершийся
с народом в соборе, был схвачен и, после различных поруганий, с
бесчестием отправлен в Тушино. Однако, тушинский вор, по мнимому своему
родству с Ф., назначил его патриархом всея Руси. В качестве нареченного
патриарха Ф. рассылал грамоты по церковным делам в области, признававшие
власть тушинского вора, а после бегства вора в Калугу участвовал в
переговорах тушинцев с польским королем о приглашении последнего или его
сына на русский престол. Когда Рожинский, в марте 1610 г., сжег Тушино,
отряд польских тушинцев, отступивший к Иосифову Волоколамскому
монастырю, захватил с собою и Ф. Только по разбитии этого отряда русским
войском Ф. получил свободу и отъехал в Москву. По свержении Шуйского Ф.,
по указанию Жолкевского, желавшего удалить из Москвы наиболее
влиятельных лиц, был назначен вместе с кн. Голицыным в посольство к
Сигизмунду, для заключения договора о вступлении на русский престол
королевича Владислава. 7 октября послы приехали под Смоленск.
Переговоры, затянувшиеся до 12 апреля, не привели ни к чему, а после
получения известия о приближении к Москве ополчения Ляпунова, Трубецкого
и Заруцкого послы были арестованы. Ф. пробыл в плену у поляков до 1619
г., проживая в доме Сапеги. По-видимому, уже тотчас по воцарении Михаила
Феод. был предрешен вопрос об избрании Ф. в патриархи. Еще до
возвращения Ф. из плена он именовался в правительственных актах и на
церковных антиминсах митрополитом не ростовским, а всея Руси. После
Деулинского перемирия 1 июня 1619 г., на р. Поляновке, за Вязьмой,
совершился размен пленных; Ф. был обменен на польского полковника
Струся. 14 июня Ф. въехал в Москву, торжественно встреченный сыном.
Тогда же сложилась на Москве народная песня, посвященная этому событию.
Через несколько дней собор русского духовенства предложил Ф. сан
патриарха, и 24 июня Ф. был посвящен. С саном патриарха Ф. совместил сан
великого государя, чем поднял до высшей степени государственное значение
патриархата. Установилось настоящее двоевластие: царь и патриарх оба
писались государями; правительственные дела решались обоими государями,
а иногда Ф. решал их единолично, даже без ведома царя. В качестве
правителя Ф. показал себя крутым, властолюбивым и "опальчивым". Он
быстро обуздал своеволие людей, приблизившихся в его отсутствие к трону
его сына,. подверг опале Салтыковых, самовольно отдаливших от царя его
невесту Хлопову, Грамотина и др. На соборе 1619 г. он выдвинул вопрос о
составлении новых писцовых и дозорных книг и о вызове в Москву выборных
людей от духовенства, дворянства и посадских людей для подачи заявлений
о местных нуждах населения. Он руководил дипломатическими сношениями и,
между прочим, составил "тайнопись", т. е. шифр для дипломатических
бумаг. Патриаршая деятельность Ф. состояла в энергичной охране чистоты
православия, в развитии печатания богослужебных книг и в реформе
церковной администрации. Строгое преследование религиозного
вольнодумства и нравственной распущенности выразилось в мерах, принятых
против кн. Хворостинина , в распоряжениях о прекращении кулачных боев,
развратных скопищ, четверобрачия, некоторых языческих обрядов (кликания
коляды, овсеня), в грамотах сибирскому архиепископу и Соловецкому
монастырю о пороках и непорядочной жизни мирян и монахов. Нередко в
своих мерах по охране чистоты православия Ф., за отсутствием
богословского образования, переходил границы необходимости. Так, он
настойчиво требовал перекрещивания обращающихся в православие латинян и
в 1620 г. на соборе духовенства осудил мнение крутицкого митроп. Ионы,
находившего в этих случаях достаточным совершение одного миропомазания.
Тогда же Ф. установил перекрещивание белорусов, выходящих из Польши и
Литвы, хотя бы они и считались там православными. В 1627 г. по
приказанию Ф. сожжено "Учительное евангелие" Кирилла Транквиллиона
Ставровецкого, не содержавшее в себе в сущности ничего еретического, и
начаты гонения на литовские книги, обращавшиеся в русских церквах. Тогда
же был напечатан катехизис Лаврентия Зизания Тустаневского, после весьма
мелочных и придирчивых исправлений и нескольких прений, устроенных между
Зизанием и игуменом Ильей и справщиком Онисимовым. Печатанию и
исправлению книг Ф. уделял много внимания. В самом начале своего
правления Ф., по представлению патриарха иерусалимского Феофана,
возбудил пересмотр дела о справщиках Дионисии, Арсении и Иване Наседке,
незадолго перед тем обвиненных за исключение из Требника слов: и огнем в
молитве на Богоявление. Собор, в присутствии Ф., Феофана и государя,
оправдал справщиков, и по получении разъяснительных грамот от других
патриархов прибавка: и огнем была окончательно вычеркнута из Требника. В
1620 г. Ф. возобновил типографию на Никольской, на старом печатном
дворе, и устроил особое помещение ("правильню") для работ справщиков, а
также положил начало знаменитой впоследствии типографской библиотеке,
сделав распоряжение о доставлении туда из городов древних харатейных
книг. Московская типография при Ф. выпустила много изданий - все 12
миней месячных и ряд богослужебных книг, причем некоторые издания были
свидетельствованы самим Ф. При печатании обращалось много внимания на
исправление текста, для чего Ф. привлек к работам более образованных
справщиков, сличавших тексты с древними славянскими рукописями, а в
некоторых (редких) случаях - и с греческими. Книги рассылались по
городам в церкви, монастыри и торговые лавки по цене, в которую обошлось
их напечатание, без прибыли, а в Сибирь - безвозмездно. В 1622 г. Ф.
издал "Сказание действенных чинов св. соборные церкви Успения св.
Богородицы", т. е. устав для отправления праздничных богослужений
церковных торжеств, а также "Поучение великого господина на поставление
митрополитам, архиепископам и епископам"; ему же приписывают "Поучение
на поставление архимандритам, игуменам и священникам" и "Поучение
игуменьям". Ф. заботился и о насаждении школ, призывал архиепископов к
учреждению училищ при архиерейских домах и сам завел в Чудовом монастыре
греколатинское училище, порученное Арсению Глухому. В 1632 г. приехавший
в Москву протосингел александрийского патриарха Иосиф был оставлен Ф. в
Москве для перевода книг и для устройства греческой школы. Важный след
оставила деятельность Ф. в области церковного управления. Двор патриарха
устроился при нем совершенно по образцу двора государева; организовался
класс патриарших дворян и детей боярских, верстаемых поместными
окладами. Патриаршие вотчины значительно увеличились покупками и
царскими пожалованиями. Власть патриарха над населением этих вотчин была
расширена царской грамотой 20 мая 1625 г., которою уничтожались все
прежние несудимые грамоты отдельных церквей и монастырей патриаршей
области и патриарх получал право судить и ведать духовное и крестьянское
население этой области во всяких делах, кроме татьбы и разбоя.
Управление патриаршей областью облекается при Ф. в правильные формы,
аналогичные светским государственным учреждениям. Возникают патриаршие
приказы: 1 ) судный или разряд - для судебных дел, 2) приказ церковных
дел - по делам церковного благочиния, 3) казенный - ведающий сборы с
духовенства и 4) дворцовый - заведовавший хозяйством патриарших вотчин.
В каждом приказе сидел патриарший боярин, с дьяками и подьячими. Дела
решались с доклада патриарху. Энергичная устроительная деятельность Ф.
не ограничивалась одною патриаршею областью. Во всем государстве
производились подробные описания церковных и монастырских имуществ,
пересмотр и подтверждение жалованных грамот, выданных монастырям, новые
пожалования их землями. В 1620 г. открыта новая тобольская епархия. При
Ф. состоялась канонизация двух святых - Макария Унженского (1619) и
Авраамия, еписк. чухломского и галицкого (1621), а также присылка в 1625
г. персидским шахом части Господней ризы, которая была поставлена в
ковчеге в Успенском соборе. При Ф. возобновились прерванный в эпоху
смуты сношения Москвы с греческою и восточными православными церквами и
приезды в Москву за милостыней многочисленных представителей духовенства
этих церквей. Ф. скончался 1 окт. 1633 г., имея около 80 лет от роду.
См. Смирнов, "Филарет Никитич Романов святейший патриарх всероссийский"
(в "Чтениях Общества любителей духовного просвещения", 1873 - 74 гг.).
А. Кизеветтер.