Фрагонар


Фрагонар (Жан-Оноре Frаgоnаrd) - франц. живописец и гравер (1732 -
1806), ученик сперва Ж.-Б. Шардена, а потом Фр. Буше, и в 1752 г. за
картину "Жертвоприношение Иеровоама" получил большую премию с правом
путешествия в Рим в качестве пенсионера французского правительства. В
Риме значительное влияние оказали на него итальянские мастера ХVII стол.
Бароччо, Солимена, П. да-Кортона и в особенности Тьеполо. Подружившись
здесь с живописцем Гюбером Робером, он сделал вместе с ним и с
талантливым любителем искусства Сен-Ноном поездку на юг Италии. Плодом
этой поездки было издание увража: "Vоуаgе dе Nарlеs ет dе Siсilе", в
котором большинство рисунков гравировано Ф. По возвращении своем в Париж
он выставил в салоне 1765 г. картину: "Смерть Кореза" (наход. в Луврском
музее, в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его
в свои члены. Однако, вскоре после того он бросил исторической род
живописи и, подчинившись вкусу того времени, стал писать идеалистические
жанры и пасторали в духе Ватт и Буше, сцены интимной жизни пикантного,
иногда беззастенчиво-эротического содержания, декоративные панно,
портреты, миниатюры, акварели, пастели и по временам заниматься офортным
гравированием. Произведения его вошли в большую моду и покупались на рас
хват по дорогой цене, благодаря чему он успел составить себе хорошие
средства. Но вспыхнувшая революция разорила его, а классицизм,
водворенный во французском искусстве Л. Давидом, лишил его прежней
популярности. В больших исторических картинах Ф. мало оригинальности; в
его пейзажах природа является слишком переиначенною и приукрашенною;
зато жанровые его картины, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя
умно изобретенною композициею, грациозностью рисунка, изящностью и
деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще
большим вкусом исполнения. К числу известнейших между ними принадлежат:
"Урок музыки", "Пастораль" (амуры указывают отдыхающим под деревом
любовникам на циферблат), "Купальщицы", "Спящая нимфа", "Амур, снимающий
сорочку с красавицы" (Lа снемisе еnlеvее), "Молодой гитарист", "Молодая
читательница" и "Вдохновение", в Луврском музее; "Семейство фермера" и
"Поцелуй украдкою", в Императорском Эрмитаже; "В отсутствии отца и
матери", "Прятки", "Замок", "Генрих IV и Габриэль" и "Ученые собаки", в
разных частных коллекциях. Из гравюр Ф. особенно интересны: "Шкаф"
(родители девушки находят возлюбленного дочери, спрятанного в шкафу,
собственная композиция художника; очень редкий лист), "Обрезание" с
Тьеполо, "Антоний и Клеопатра", с Либери, "Вечеря в Эммаусе", с Риччи, и
"Сретение Господне", с Тинторетто. Ср. Ваrоn Rоgеr Роrтаlis, "Ноnоrе
Frаgоnаrd, sа viе ет sоn оеuvrе" (П., 1888).