Франко


Франко (Иван Яковлевич) - главный из современных представителей
малорусской литературы, беллетрист, поэт, ученый, публицист и
руководитель демократической партии малороссов Австрии. Род. в 1856 г. в
галицийском с. Нагуевичах, в семье крестьянина-кузнеца; первые годы
своего детства он в своих рассказах ("Малый Мирон" и др.) изображает
самыми светлыми красками. Отец Ф. умер раньше, чем сын окончил
дрогобычскую базилианскую "нормальную" школу; но отчим Ф., тоже
крестьянин, озаботился о продолжении его образования. Вскоре умерла и
мать Ф., так что на лето он приезжал в чужую семью - и все же пребывание
в ней казалось мальчику раем в сравнении со школой, где грубые и
необразованные учителя, поблажая детям богачей, бесчеловечно истязали
детей небогатых родителей (см. автобиогр. рассказы: "Чистописание",
"Карандаш" и др.); по признанию Ф., ненависть к притеснению одного
человека другим он вынес из нормальной школы. Как здесь, так потом и в
гимназии Ф. шел первым учеником; летом гимназист пас скот и помогал в
полевых работах; стихотворные переводы из Библии, античных и
западноевропейских писателей, которыми он тогда занимался, он писал на
народном малорусском языке. Поступив в 1875 г. в львовский унив., Ф.
присоединился к студенческому кружку партии так наз. москвофильской,
которая тогда была в Галиции еще сильна; эта мнимо-русская партия
питает, под именем любви к России, исключительно любовь к ее реакционным
и темным элементам, совершенно не знает русской литературы и, в своем
презрении к малорусским крестьянам, пишет так наз. "язычием", т. е.
очень уродливым жаргоном, представляющим хаотическую смесь российской
тредьяковщины со словами польскими и малорусскими. На таком язычии Ф.
стал помещать в органе студентов-москвофилов: "Друг" свои стихотворения
и длинный фантастический роман "Петрии и Добощуки", в стиле Гофмана. Под
влиянием писем киевского проф. М. П. Драгоманова, молодежь,
группировавшаяся вокруг "Друга", познакомилась с русской литературой
эпохи великих реформ и вообще с русскими писателями, и прониклась
демократическими идеалами, после чего и орудием своей литературной речи
избрала язык своего галицкого демоса - малорусский; таким образом
малорусская литература получила в свои ряды, вместе со многими другими
талантливыми работниками, и Ф. Разъяренные массовой потерей молодежи,
старые москвофилы, особенно редактор крайне ретроградного "Слова" В.
Площанский, обратились к австрийской полиции с доносами на редакцию
"Друга". Члены ее в 1877 г. были все арестованы, и Ф. провел 9 месяцев в
тюрьме, в одной комнате с ворами и бродягами, в ужасных гигиенических
условиях. По его выходе из тюрьмы от него, как от опасного человека,
отвернулось все галицкое обскурантное общество - не только москвофилы,
но и так наз. народовцы, т. е. Украинофильские националисты старшего
поколения, с убеждениями буржуазными или униатскоклерикальными; Ф.
должен был оставить и университет (он окончил унив. курс лет 15 спустя,
когда готовился к профессорской кафедре). Как это пребывание в тюрьме
1877 г., так и вторичное заключение в 1880 г. и еще одно в 1889 г.
близко познакомили Ф. с разнообразными типами подонков общества и
тружеников-бедняков, доведенных нуждою и эксплуатацией до тюрьмы, и
доставили ему ряд тем для беллетристических произведений, которые
печатались преимущественно в редактируемых им журналах драгомановского
направления ("Дзвiн", "Молот", "Громадський Друг" 1878, "Сьвiт" 1880
сл., "Народ" с 90-х гг. и др.); они то составили главную славу Ф. и
немедленно начали переводиться на другие языки. Из числа их выделяются:
цикл рассказов из быта пролетариев, работников и богачейпредпринимателей
на нефтяных приисках в Бориславе; проникнутые гуманным отношением к
человеческому достоинству повести из жизни воров и бывших людей
(особенный успех имела повесть "На днi" = "На дне общества". 1880);
чуждые религиозного и национального антагонизма рассказы и повести из
быта евреев (лучше всех - роман "Воа Соnsтriстоr" = "Кулак", 1884; "До
сьвiтла!" = "К свету!", 1889, перев. на русский язык несколько раз;
стихотворные поэмы из жизни евреев, ищущих правды). Тюрьмою же навеяны и
циклы лирических произведений, из которых одни, более глубокие и
талантливые, но менее популярные, полны идеалистической грусти на
широкие общечеловеческие мотивы, а другие, сделавшиеся в высшей степени
популярными, энергично и эффектно призывают общество бороться против
общественной (классовой и экономической) неправды. Ф. проявил талант и в
области объективного историч. романа: его "Захар Беркут" (1883, из
времен татарского нашести ХIII в.) получил премию даже на конкурсе
национальнобуржуазного журнала "Зоря", который не усмотрел в нем
"натурализма Зола" (псевдоклассики и схоластики-галичане всегда
выставляли против Ф. этот упрек). На Украине этот роман привлек
серьезное внимание читателей к его автору, столь непохожему на
заскорузлое большинство галичан, и положил начало более близкому общению
Ф. с украинцами России. За "натуралистическими" и "радикальными"
произведениями Ф. галичане тоже не могли не признавать блестящего
таланта, несмотря на то, что эти произведения содержали в себе вызов
всему инертному, непросвещенному буржуазно-клерикальному галицкому
обществу; огромная начитанность, литературная образованность и
осведомленность Ф. в вопросах политико-общественных и
политико-экономических служили для народовцев побуждением искать
сотрудничества Ф. в их органах. Понемногу между Ф. и народовцами
установились мирные отношения, и в 1885 г. он был приглашен ими даже в
главные редакторы их литературно-научного органа "Зоря". Два года Ф. вел
"Зорю" очень успешно, привлек в сотрудники ее всех талантливейших
писателей из Украины российской, а примирительное свое отношение к
униатскому духовенству выразил прекрасной своей поэмой "Панськi жарти"
("Барские шуточки"), в которой идеализирован образ старого сельского
священника, полагающего душу свою за овцы своя. Тем не менее в 1887 г.
наиболее рьяные клерикалы и буржуа настояли на удалении Ф. от редакции;
другим народовцам не нравилась также чрезмерная любовь Ф. к русским
писателям (Ф. и лично переводил очень много с русского языка, и многое
издавал), в которой малор. шовинизму чуялось москалефильство. Высшую
симпатию Ф. нашел зато у малороссов Украины, где его сборник стихов: "З
вершин i низин" ("С высот и долов", 1887, 2 изд. 1892) многими
переписывался и заучивался на память, а сборник рассказов из жизни
рабочего люда: "В потi чола" (1890; есть рус. пер. "В поте лица", СП б.,
1901), привезенный в Киев в количестве нескольких сот экземпляров, был
на расхват раскуплен. Кое-что он начал помещать в "Киевской Старине",
под псевдонимом "Мирон"; но и в Галиции народовцы поневоле продолжали
искать его сотрудничества и напечатали, напр., его антииезуитскую
повесть "Миссия" ("Ватра", 1887). Ее продолжение, "Чума" ("Зоря", 1889;
3 изд. - "Вик", Киев, 1902), должно было примирить народовцев с Ф. так
как герой повести
националистическом журнале "Правда" тоже предвещало мир; но состоявшееся
в 1890 г. соглашение галицких народовцев с польской шляхтой, иезуитами и
австрийским правительством заставило Ф., Павлика и всех прогрессивных
малороссов Галичины отделиться в совершенно особую партию. По соглашению
1890 г. (это так назыв. "новая эра") малорусский язык приобретал в
Австрии очень важные преимущества в общественной жизни и школе, до унив.
включительно, но зато на малорусскую интеллигенцию возлагалось
обязательство жертвовать интересами крестьян, поддерживать унию с Римом
и подавлять руссофильство. Партия строгих демократов, организованная Ф.
и Павликом для противовеса "новой эре", приняла название
"русько-украiнська радикальна партия"; ее орган "Народ" (1890 - 95), в
котором Ф. писал очень много публицистических статей, существовал до
смерти Драгоманова (он присылал статьи из Софии, где был тогда
профессором); теперь вместо "Народа" эта очень усилившаяся партия
располагает другими газетами и журналами. "Народ" проповедовал
беззаветную преданность интересам крестьянства, а полезным средством для
поднятия крест. благосостояния считал введение общинного землевладения и
артелей; идеалы германского социализма представлялись "Народу" нередко
чем-то казарменным, "вроде Аракчеевских военных поселений" (слова
Драгоманова), марксистская теория содействия пролетаризированию масс -
бесчеловечной; Ф. кончил тем, что стал популяризовать (в "Життi i
Слови") английское фабианство. В религиозном отношении "Народ" был ярым
врагом унии и требовал свободы совести. В национальном отношении "Народ"
так же крепко держался малорусского языка, как и "новоэристы", и считал
употребление его обязательным для малорусской интеллигенции, но выводил
такую необходимость из мотивов чисто демократических и провозглашал
борьбу против шовинизма и руссоедства. В полемике "Народа" против
узконационалистической "Правды" наиболее едкие статьи принадлежали Ф.;
изданный им том политических стихотворений ("Нiмеччина", "Ослячi вибори"
и т. п.) еще более раздражал националистов. Усиленная публицистическая
деятельность и руководство радикальной партией велись Ф. совершенно
бесплатно; средства к жизни приходилось добывать усердной платной
работой в газетах польских. В первые два года издания "Народа" почти
прекратились, поэтому, беллетристическое творчество Ф. и научные его
занятия; времени, свободного от публицистики и политики, хватало Ф.
разве на короткие лирические стихотворения (в 1893 г. изд. сборник
"Зiвяле листье" - "Увядшие листья" - нежно-меланхолич., любовного
содержания, с девизом для читателя: Sеi еin Маnn und fоlgе мir niснт).
Около 1893 г. Ф. вдруг отдается преимущественно ученым занятиям, вновь
записывается в львовский унив., где намечается проф. Огоновским в
преемники по кафедре древнерусской и малорусской словесности, потом
доканчивает историко-филологическое образование в венском университете
на семинариях у акад. Ягича, издает (1894) обширное исследование об
Иоанне Вышенском докторскую диссертацию: "Варлаам и Йоссаф", издает (с
1894 г.) литературно-историко-фольклорный журнал "Життье i Слово",
печатает старорусские рукописи и т. д. В 1895 г., после удачной
вступительной лекции Ф. в львовском унив., профессорский сенат избрал
его на кафедру малорусской и старорусской литературы, и Ф. мог
радоваться, что наконец у него есть возможность сбросить с себя "ярмо
барщины" (так он называл обязательную работу в польских газетах ради
куска хлеба для себя и семьи) и посвятить себя всецело родной науке и
литературе. Однако, галицкий наместник граф Казимир Бадени не допустил
до утверждения в профессуре человека, "который три раза сидел в тюрьме".
Тяжелое пессимистическое настроение Ф. выразилось в его сборнике
стихотворений: "Мий Iзмарагд" (1898, сост. по образцу древнерусских
"измарагдов"); в одном из стихотворений исстрадавшийся поэт заявил, что
он не в силах любить свою инертную, неэнергичную нацию, а просто будет
ей верен, как дворовая собака, которая верна своему господину, хотя его
не любит. Испорченность польскошляхетского общества Ф. обрисовал в
романах "Основи суспильности" = "Столпы общества", "Для домашнього
огнища" = "Ради семейного очага" 1898) и др. Такие произведения, как
"Основи суспильности", истолковывались польскими врагами Ф. в смысле
осуждения не только польского дворянства, но и всего польского народа.
Всего больше Ф. поплатился за свое исследование о Мицкевиче, по случаю
его юбилея: "Dеr Diснтеr dеs Vеrrатнs" (в венск. журн. "Zеiт"). Всеобщее
негодование польского общества закрыло для него доступ в польские газеты
и журналы, даже наиболее беспристрастного оттенка. Источником средств к
существованию оставалась работа в журналах немецких, чешских, русских
("Киевск. Стар.", "Сев. Курьер"), но этого случайного заработка было
недостаточно, и поэту одно время грозила слепота от темной квартиры и
голодная смерть с семьею. Как раз к этому времени "Ученое общество имени
Шевченка во Львове" получило, под председательством проф. Грушевского,
прогрессивный характер и предприняло несколько серий научных и
литературных изданий; работа в этих изданиях стала оплачиваться и в
число главных работников был привлечен Ф. С 1898 г. он состоит
редактором "Лiтературно-Наукового Вiстника", лучшего малороссийского
журнала, издаваемого общ. имени Шевченко; здесь и печатается большая
часть его беллетристических, поэтических, критических и
историко-литературных произведений. Его роман "Перехреснi стежки" =
"Перекрестные тропинки" (1900) изображает тернистую жизнь честного
общественного деятеля-русина в Галичине, энергия которого должна в
значительной степени тратиться на борьбу с мелкими дрязгами и вторжением
политических врагов в его личную жизнь. Лирическим воспоминанием о
пережитом печальном прошлом является сборник стихотворений: "Iз днiв
журби" = "Из дней скорби" (1900). Ученые сочинения Ф. по истории,
литературе, археологии, этнографии и т. п. издаются в "Записках" ученого
общ. имени Шевченко и - монографиями - в многочисленных "Трудах" секций
общества, в одной из которых Ф. состоит председателем. Неполный перечень
одних только заглавий написанного Ф., составленный М. Павликом,
образовал объемистую книгу (Львов, 1898). 25-летний литературный юбилей
Ф. торжественно отпразднован в 1899 г. малороссами всех партий и стран.
Лучшие малороссийские писатели России и Австрии без различия направлений
посвятили Ф. сборник: "Привiт" (1898). Некоторые сочинения Ф. переведены
на немецкий, польский, чешский и - преимущественно в последнее время
Драгоманова к "В потi чола" (Львов, 1890). где помещена автобиография
Ф.; 2) обстоятельная биография и анализ произведений - в "ист. малорос.
лит." проф. Огоновского; 3) статья О. Маковея в "Лiт.-Н. Вiстн." (1898,
кн. ХI); 4)"Iв. Ф." - обзор проф. А. Крымского (Львов, 1898). См. ст. Е.
Дегена в "Нов. Слове" (1897, кн. III) и предисловие М. Славинского к
русскому переводу "В поте лица" (СПб., 1901). Об этнограф. трудах Ф. - у
проф. Н. Сумцова, во II т. "Современной малор. этнографии".