Хорал


Хорал (от греч. соrоV; называется также саnтus firмus - лат., соrаlе
или саnто fеrмо - ит., рlаin-снаnт - фр.) - церковная мелодия с текстом,
которая поется, в медленном темпе, всеми присутствующими в католической
и лютеранской церквах. Х. ведет свое начало от первых времен
христианства. Более точные сведения о нем относятся к середине
четвертого столетия, к временам Илария, епископа в Пуатье. Амвросий
Медиоланский ввел в хоральное пение четыре автентических лада, папа
Григорий четыре плагиальных лада. Х., принятый в лютеранской церкви,
получил большую ритмичность; в нем широко развились формы предложения,
периода, коленных складов. Лютеранская церковная мелодия написана, как и
католический Х., в строгом стиле, т. е. в состав ее входят лишь
интервалы диатонической гаммы; исключены хроматические полутона,
движение на увеличенные и уменьшенные интервалы, скачки на большую
сексту, септимы и октаву. В аккомпанементе сопровождающие голоса не
могут идти на вышеупомянутые запрещенные интервалы. Хоральная мелодия
преимущественно пишется половинными нотами, в двух или трехдольном
размере, гораздо реже - четвертями. Форма Х. -период, двух или
трехколенный склад. Хоральная мелодия делится на части (предложения),
называемые строфами. Каждая строфа мелодии имеет в конце фермату,
обозначающую место каденции. Строгий характер мелодии требует
соответствующего сопровождения. Прежде мелодия или саnтus firмus
помещалась в среднем голосе, позднее перенесена в верхний. Модулируют в
сопровождении Х. в лады наиболее сродные с главным. Гармонизация Х.
должна иметь консонируюший диатонический характер. В сопровождении Х.
допускаются консонирующие мажорные и минорные трезвучия, не обращенные
или в первом обращении. Из диссонирующих аккордов допускается только
секст-аккорд уменьшенного трезвучия. Септима доминант-аккорда
допускается только в виде проходящей ноты. Каждая нота хоральной мелодии
должна считаться гармонической: ее нельзя принимать за задержание. В
сопровождающих голосах допускаются проходящие ноты, но только
диатонические. Допускаются также приготовленные задержания с разрешением
вниз. Х. пишется четырехголосно. Во время богослужения четырехголосный
Х. исполняется на органе, а приход поет только мелодию. В ораториях весь
Х. исполняется хором. Х., в котором сопровождения изобилуют проходящими
нотами, задержаниями и вообще мелодической фигурацией с фигурой,
проводимой имитативно по всем сопровождающим голосам, называется
фигурованным Х. В таком Х. допускается перед Х. прелюдия, между строфами
-интермедии, а по окончании хоральной мелодии постлюдия в
аккомпанементе. Хоральной музыкой принято преимущественно называть ту,
которая противоположна фигуральной, т. е. ту, в которой движение
сопровождающих голосов не изобилует мелодической разработкой.