Христианский


Христианский социализм - учение, признающее существование социального
зла в современном общественном строе и стремящееся исправить его при
помощи подъема религиозно-нравственных начал в различных слоях народа,
не выходя за рамки нынешних государственных форм и сохраняя господство
частной собственности. В этих широких пределах заключаются учения,
весьма далеко расходящиеся между собою и имеющие весьма различные
источники. Иногда христианский социализм исходит главным образом из
сознания несовершенств существующего строя, и в таком случае идет очень
далеко навстречу социализму демократическому или революционному, по
крайней мере во всех практических требованиях, предъявляемых им
современному государству, отказываясь идти за ним лишь в его конечных
стремлениях, т. е. домогаться перемены всех основ государственной и
общественной жизни. Таков характер имел Х. социализм в Англии, имеет
теперь в Бельгии. В других случаях Х. социализм возникает в среде
консервативных групп общества, в виде реакции против распространения в
народе социализма демократического; он указывает, что самые существенные
для интересов народной массы требования социализма (братство, равенство,
помощь бедным) заключаются уже в Евангелии, нисколько, в принципе, не
противоречат основам семьи, религии и государства, и могут быть
осуществлены этим последним. В этих случаях Х. социализм подчеркивает по
преимуществу не социальные, а религиозные основания своего учения,
являясь консервативным, иногда даже прямо враждебным социализму
агитационным средством; не редко он даже вырождается в антисемитизм.
Таким в своем главном течении он является, в Германии и еще больше в
Австрии. Сообразно с тем, появляется ли он в среде католиков или
протестантов, он принимает форму католического социализма или
евангелического. Впервые Х. социализм возник во Франции, затем в Англии.
Здесь, рядом со сравнительно слабым католическим социализмом, довольно
рано возникло среди членов и духовенства протестантских церквей другое
направление, не имевшее, однако, узко конфессионального характера и
потому называвшее себя просто Х. социализмом. Главным провозвестником
его был англиканский священник Морис, затем другой священник Кингслей;
весьма близко к Х. социализму стояли Карлейль и член парламента лорд
Ашлей (граф Шафтсбюри). Этот Х. социализм был под сильным влиянием Р.
Овена, не смотря на ярко выраженный атеизм последнего; основанием его
было стремление улучшить положение народа. Расцвет его совпадает с
эпохой чартистского движения и первым десятилетием после его поражения.
Английские Х. социалисты принимали деятельное участие (Ашлей - в
парламенте, другие - в литературе и при помощи агитации) в выработке и
развитии фабричного законодательства и других отделов социального
законодательства, в устройстве библиотек и организации рабочих союзов;
тред-юнионы всегда пользовались поддержкой и сочувствием Х. социалистов.
При этом, однако, Х. социалисты в Англии никогда не организовывались в
политическую парию, всегда оставаясь лишь более или менее обширною
группою людей или сообществ, связанных только общностью взглядов. В
1880-х гг., в период упадка Х. социализма, возник существующий доныне
Снrisтiаn Sосiаl Uniоn, основанный Гедламом (Неаdlам): это - сообщество
интеллигентных деятелей для агитации, при помощи печати и митингов, за
разрешение специального вопроса при помощи религиозно-нравственных
средств. Немало Х. социалистов входит в состав Фабианского общества. В
Бельгии сторонники католического социализма составляют вполне
организованную политическую партию (во главе ее стоит Даенс), борющуюся
против клерикалов, либералов и социалдемократов за политическое
господство и имеющую своих сторонников в парламенте. Они являются одной
из оппозиционных партий и гораздо чаще вотируют с социалдемократами, чем
с клерикалами. В Германии рядом с Кеттелером, давшим толчок развитию
католического социализма, еще в 1840-х гг. Вихерн положил начало
евангелическому социализму. Сперва это было течение, имевшее отчасти
благотворительный характер, отчасти пиетистический. Основывались "союзы
христианских молодых людей", "христианских девушек" и т. п., для
совместного отдыха и чтения религиозно-нравственных книг; учреждались
народные дома, всевозможные убежища и т. д.; с 1860-х гг. в значительных
размерах стали возникать христианские, как конфессиональные
(католические и протестантские), так и внеконфессиональные религиозные
союзы рабочих, в противовес социалдемократическим союзам. Особенный
успех они имели на западе и юге, т. е. в католической Германии, где
число таких союзов считается сотнями, а число их членов - сотнями тысяч;
там они ведут политическую борьбу, поддерживая клерикальную парию. Во
главе их стоит Vоlкsvеrеin fur dаs Катноlisсне Dеuтsснlаnd в
Мюнхен-Гладбахе, основанный Виндгорстом и развивающий обширную
литературно-издательскую деятельность. Социальные элементы в учении этих
Х. социалистов весьма слабы; над ними доминируют элементы религиозные. В
1878 г. придворный пастор (евангелик) Штеккер основал в Берлине
христианско-социальную партию, которая быстро усилилась и в его руках
была сильным орудием против социал-демократии. В ее программе социальные
элементы также были весьма слабы. Это была собственно одна из
организаций консервативной партии, с некоторыми отличиями, из которых
важнее были элементы антисемитизма, чем социальные. Она дала толчок
развитию антисемитической партии и сама скоро выродилась в одну из
разновидностей. В 1890 г. тот же Штеккер, вместе с проф. Адольфом
Вагнером и др., основал "Евангелические социальные конгрессы",
собирающиеся доныне ежегодно в различных городах Германии и для
обсуждения способов разрешения социального вопроса на основе
существующего государства и христианства. В этих конгрессах принимали
участие весьма разнообразные элементы, от крайних
консерваторовпиетинистов - Штеккера и Ад. Вагнера - до радикалов вроде
пастора Гере (позднее перешедшего в лагерь социал-демократов) и
свободомыслящего богослова Гарнака. В их протоколах заключается весьма
ценный материал, но большого практического значения конгрессы не имели.
В Австрии в 1896 г. возникла политическая партия под названием
христианско-социальной рабочей партии, с д-ром Луегером во главе; она
имеет резко выраженный антисемитический характер; социальные элементы,
весьма слабые даже в программе, оказались совершенно отсутствующими на
практике, когда в руки этой партии перешла власть в городском управлении
Вены и в нижнеавстрийском ландтаге. Она преследовала народных учителей и
других городских служащих за мнения, уменьшила школьный бюджет,
увеличила расходы на постройку церквей, ничего не сделала ни для
улучшения положения рабочих и низших городских служащих, ни для
городского благоустройства. См. Lujо Вrеnтаnо, "Diе СнrisтliснSоziаlе
Веwеgung in Еnglаnd" (Лпц., 1883); Каufмаnn, "Снrisтiаn Sосiаlisм"
(Лонд., 1888); Sснulzе Gаvеrniтz, "Zuм sосiаlеn Friеdеn" (т. I); Ностиц,
"Рабочий класс Англии" (М., 1902); Jоrg, "Gеsсн. dеr sоziаlроliтisснеn
Раrтеiеn in Dеuтsснlаnd" (Фрейбург, 1867); Guеrin, "Sосiаlisм снrетiеn"
(в "Nоuvеаu Diстiоnnаirе dе l'Есоnомiе роliтiquе"); Sтоскеr,
"Снrisтliснsосiаl (2 изд., Берл., 1890); Gонrе, "Diе
Еvаngеlisснеs-оziаlе Веwеgung" (Лпц., 1896); многочисленные брошюры
Науманна; "Веriснте uвеr diе Vеrваndlungеn dеr Еvаngеlisсн-Sоziаlеn
Коngrеssе" (Берлин и Геттинген, 1890 и сл.); статья "Sоziаl-Коnsеrvатivе
Веsтrевungеn" в "Наndwоrтеrвuсн dеr Sтаатswissеnsснаfтеn" (2 изд., т.
VI).