Циклопы


Циклопы (КuкlwреV, Сусlореs=круглоокие) - в космогоническом эпосе
Гезиода порождение Урана и Геи, титаны, олицетворение грозовой тучи с
молнией, символическим образом которой является единый большой горящий
глаз исполинов. На отношение Ц. к атмосферному явлению грозы указывают
имена их: Бронт (вrоnтн - гром), Стероп (sтеrорн - молния) и Арг (аrgнV
- яркий, сверкающий). За враждебное отношение к отцу они были
низвергнуты в земную бездну - миф. в основе которого лежит представление
об исчезновении в земле молнии, прорезывающей тучи и воздух. При,
посредстве их Крон победил Урана, а затем они же помогли Зевсу одолеть
Крона; Зевс пользовался изготовленными ими молниями и громовыми
стрелами. Когда Зевс поразил молнией Аполлонова сына Асклепия, Аполлон,
разгневанный на Ц. за то, что они были в этом деле пособниками Зевса,
умертвил их. Ц., о которых сообщает нам Гомер в Одиссее (VI и IХ песнь),
носят уже иные характерные черты и свойства: первоначальное
представление о них, как об олицетворенных космических явлениях,
сменилось теперь представлением этическим. Ц. Одиссеи имеют божественное
происхождение и находятся в общении с богами, которых они не боятся.
Великаны, с одним глазом во лбу, они отличаются необычайной силой, но в
тоже время дики, грубы, жестоки; им неведомы законы, справедливость,
отношения культурной жизни. Они живут не обществом, а каждый порознь, в
пещерах на вершинах гор, занимаясь скотоводством и незнакомые с
земледелием. Ц. Полифем, которого Одиссея наделяет индивидуальными
чертами, сын Посейдона и Фоосы, обладает ужасным голосом (отсюда и его
имя), и ростом; сила его такова, что он легко поднимает и швыряет
камень, который едва ли могли бы сдвинуть с места 22 телеги. Жестокость
его безгранична: к тому же он людоед, вероломный и бесстрашный. Связь Ц.
с Посейдоном (по происхождению) и сближение его с морским исполином
Орионом, которого, как Полифема - Одиссей, ослепляет Ойнопион, а также с
Бриареем-Эгеоном, указывает на природные черты Ц, как морских божеств.
На Истме приносили жертвы Ц. наряду с Посейдоном, Палемоном и другими
морскими богами. Имя Ц. Гереста может быть сближено с евбейским городом
Герестом, в котором существовал культ Посейдона. Поскольку движущие силы
природы вулканического и нептунического происхождения являются силами
созидающими, и поскольку Посейдон, будучи землеколебателем, в тоже время
устрояет землю и из морских глыб строит стены, дамбы и проч., постольку
же и Ц. считаются мифическими строителями. Им приписывается постройка
названных по их имени циклопических (киклопических) стен, о которых нам
сообщает аргивский миф: согласно последнему, семь "чреворуких - Ц.
пришли из Ликии к Тиринескому царю Пройту и построили ему из громадных
камней твердыни города". В позднейших сказаниях Ц. фигурируют как
божества огня, но не атмосферного, а подземного, как кузнецы, работающие
в мастерской Гефеста. Местопребывание их приурочивается то к вулкану
Этна на Сицилии, то к острову Лемносу и к Липарским островам,
сохранившим следы вулканического происхождения. Полифем Одиссеи, как тип
первобытного некультурного существа, в одном мифе, пользовавшемся
большой популярностью, выступает в сентиментальной роли влюбленного,
изнывающего по очаровательной и шаловливой Нереиде Галатее: этот миф
получил поэтическую обработку в произведениях дифирамбика Филоксена,
Каллимахи, Феокрита и Овидия и принадлежал к числу сюжетов, которые
трактовала стенная живопись. Ср. Sсноемаnn, "Sснеdiаsма dе Сусlорiвus"
(Б., 1859, "Орusсulа Асаdемiса", IV 325 след.); W. Griмм, "Diе Sаgе vоn
Роlурнем" (в "Авнаndl. dоr Веrl. Асаdемiе", 1857, стр. 1 и след.);
Рrеllеr, "Griеснisсне Мутноlоgiе" (1 т., стр. 631 и след., Б.,
18941898).