Чимабуэ


Чимабуэ (Джованни Сiмавuе) - флорентийский художник, один из главных
возродителей итальянской живописи после ее продолжительного
средневекового застоя, происходил из знатной и богатой фамилии Ч.
Гвальтьерн, родился, по свидетельству Вазари, в 1240 г., работал во
Флоренции и в соседних с ней местах и умер, вероятно, в 1302 г. До его
времени живопись в Италии оставалась застывшей в оковах византийского
стиля, повторяла одни и те же исстари установившиеся типы изображений,
соблюдала одни и те же условности в рисунке, колорите и технических
приемах, пренебрегая наблюдением природы и не давая художникам
возможности выказывать их индивидуальное чувство. Правда, еще до Ч. и
одновременно с ним некоторые тосканские живописцы стремились, не
разрывая связи своего творчества с византийскими преданиями, вносить в
него новизну, красоту и свободу, но их попытки были робки и
незначительны в сравнении со сделанными этим мастером. В первых своих
иконах Богоматери, из которых одна, бывшая во флорентийской церкви
С.-Тринита, находится теперь в тамошней академии, Ч. является еще вполне
византийцем; но вскоре в его произведениях старинные, традиционные
композиции и фигуры стали более оживленными, привлекательными и
величественными. а краски более свежими, изящными и натуральными. Этого
было достаточно для возбуждения в современниках художника восторженного
отношения к его работам. Рассказывают, что Мадонна, написанная им для
капеллы Ручеллаи в церкви С.-Мария-Новелла (где она находится и теперь),
будучи еще не совсем окончена, прославилась до такой степени, что Карл
Анжуйский, в бытность свою во Флоренции, пожелал видеть это необычайное
произведение и посетил для того мастерскую Ч., а потом оно было (в 1267
г.) при многолюдном стечении народа торжественно перенесено в упомянутую
церковь, в память чего тот квартал, через который проходила процессия,
получил название Воrgо Аllеgrо. Богоматерь в этом образе представлена на
золотом фоне, сидящей на роскошном троне с МладенцемХристом на коленях;
шесть коленопреклоненных ангелов помещены у трона, по три с каждой
стороны, один над другим. Лик Мадонны еще византийского типа, с тонким и
длинным носом, миндалевидными глазами, высокими бровями и маленьким
ртом; но в этих чертах уже проглядывает выражение кротости и умиления.
Лицо Младенца - такое же недетское, как на всех вообще иконах того
времени; но в данном ему движении виден мотив, подмеченный художником в
натуре. Общая композиция торжественна, не лишена изящества, а ангелы
могут быть даже названы созданиями высокой красоты. Простые и светлые
краски приближаются в телесных частях к естественным цветам, и вся
техника живописи значительно лучше тогдашней византийской. Две другие
замечательные Мадонны Ч. находятся в Луврском музее, в Париже, и в
лондонской национальной галерее: первая, происходящая из церкви
С.Франческо в Пизе окружена рамой с медальонами, в которых написаны
изображения 24-х святых; вторая, представляющая Богоматерь в полу
фигуре, первоначально принадлежала флорентийской церкви С.-Кроче.
Несколько раньше, чем была исполнена Мадонна Ручеллаи, Ч. трудился
вместе с другими мастерами,. над украшением фресковой живописью верхней
и нижней церквей монастыря св. Франциска в Ассизи, но за исключением
Мадонны с четырьмя ангелами, написанной несомненно им в нижней церкви,
теперь трудно решить, какие именно из тамошних фресок принадлежат ему;
судя по манере. исполнения, можно приписать ему более всех остальных
"Лобзание Иуды" и "Положение в гроб", к сожалению, пострадавшие до такой
степени, что содержание их едва различимо. В конце своей жизни Ч.
занимался производством в абсиде пизанского собора мозаики, изображающей
Спасителя с предстоящими Ему Богоматерью и Иоанном Крестителем, но успел
окончить только две из этих фигур: третья, фигура Пресвятой Девы,
исполнена позже (в 1321 г.) пистойцем Вицинусом. Из школы Ч. вышел
великий Джотто, двинувший итальянскую живопись на пути к возрождению еще
дальше, чем он. - Ср. Sтrzуgоwsкi, "Сiмавuе und Rом" (Вена, 1888).