Бейль


Бейль (Пьер Вауlе) - один из влиятельнейших французских мыслителей и
философскобогословский критик, род. в Карлате, в графстве Фуа в
Лангедоке, 18 ноября 1647 года. Первоначальное образование получил под
руководством отца, реформатского пастора, затем посещал школу в
Пьюи-Лоране, где чрезмерными занятиями подорвал свое здоровье.
Отосланный по совету врача в деревню к одному родственнику, он нашел там
довольно богатую библиотеку и с обычной своей страстью предался чтению.
Особенно серьезно занялся он изучением Монтеня, который оказал заметное
влияние на направление его ума и на характер будущих его занятий. 21
года Б. стал изучать философию у иезуитов в Тулузе. Доводы его учителей,
а в особенности дружеские беседы с одним католическим священником,
жившим рядом с ним, поселили в нем сомнения на счет правоверности
протестантизма, и он решил переменить религию. Приверженность его к
католицизму дошла до того, что он пытался даже обратить своего старшего
брата, бывшего тогда уже пастором в родном городе. Но это увлечение
продолжалось недолго, и, благодаря стараниям семейства Б., он в скором
времени снова вернулся на лоно реформатской церкви. Чтобы спастись от
грозившего ему отлучения, он переселился в Женеву и оттуда в Коппет, где
познакомился с философией Декарта, сделавшегося с тех пор его любимым
мыслителем. Но, не имея средств к существованию, Б. через несколько лет
снова вернулся во Францию, проживал сначала в Руане, а потом в Париже,
перебиваясь кое как частными уроками, и наконец в 1675 г. получил
кафедру философии в Седане, которую с честью занимал вплоть до закрытия
седанской академии в 1681. Уже в эту эпоху его жизни ему представился
случай выступить публично защитником философских идей против
господствующих предрассудков. Герцог Люксембургский был обвинен не
только народной молвой, но и перед государственным судом в сношениях с
нечистой силой, и Б. выпустил в защиту его анонимный памфлет, в котором
уничтожил обвинение силою своих остроумных и неотразимых аргументов.
Когда Людовик ХIV, окончательно уже решившийся на отмену Нантского
эдикта, закрыл ненавистную ему седанскую академию, вопреки
торжественному обязательству, данному на этот счет герцогу Бульонскому
при уступке герцогства Франции, Б. был приглашен на кафедру философии в
Ротердам. Здесь он окончил свое сочинении "Реnsееs divеrsеs sur lа
сомете", в котором старался рассеять суеверный страх, возбужденный в
народе появлением кометы 1680 г. Это глубоко ученое сочинение,
трактующее о разнообразных предметах метафизики, этики, богословия,
истории и политики, было всюду встречено с восторгом, но больше всего во
Франции, где оно было запрещено полицейской властью. Вскоре Б. вступил в
полемику иного рода. Некий Маймбург, иезуит и историк, напечатал истории
кальвинизма и самыми черными красками изобразил в ней реформацию и
реформатов. Б. решился ответить ему и менее чем в 15 дней составил
брошюру под названием: "Сriтiquе gеnеrаlе dе l'нisтоirе du Саlvinisме dе
Маiмвurg", обратившую на себя всеобщее внимание и с уважением
упоминаемую даже самим Маймбургом. Во Франции брошюра была всенародно
сожжена рукой палача, но от этого, разумеется, спрос на нее еще более
возрос, так что в несколько недель она выдержала три издания. Своим
заступничеством за религии Б. навлек на себя неудовольствие знаменитого
богословского полемиста того времени, Жюрье, перешедшее вскоре в
непримиримую ненависть. Дело в том, что сам Жюрье написал опровержение
на книгу Маймбурга, но оно появилось слишком поздно и во всех отношениях
было ниже критики Б. Пользуясь господствовавшей в Голландии свободой
печати, Б. издал некоторые запрещенные во Франции книги, между прочим,
несколько сочинений о Декарте. В 1684 г. он предпринял периодическое
литературное издание: "Nоuvеllеs dе lа rерuвliquе dеs lеттrеs", имевшее
большой успех, но вместе с тем навлекшее на него не мало неприятностей,
чему Бейль был обязан тайным проискам Жюрье. Религиозные преследования
во Франции дали Б повод к изданию как бы переведенного с английского
сочинения: "Соммеnтаirе рнilоsорнiquе sur сеs раrоlеs dе l'Еvаngilе:
Соnтrаinslеs d'еnтrеr", содержащего в себе мужественную защиту начал
веротерпимости. За это сочинение Жюрье открыто напал на него с
обвинением в религиозном индиферентизме и чуть ли не безбожии,
вследствие чего Б. лишился в 1693 г. своей должности и ему было
запрещено заниматься даже частным преподаванием. Свободный от всяких
занятий, Б. посвятил все свое время давно задуманному им изданию:
"Diстiоnnаirе нisтоriquе ет сriтiquе" (первоначально в 2 т., Ротерд.,
1696; новейшее изд. в 16 т., Париж, 1820), на обложке которого впервые
появилось полное имя автора. Жюрье снова выступил противником Б. и
заставил консисторию призвать его к ответственности за порицание царя
Давида и за возданную хвалу нравственным качествам некоторых атеистов.
Б., хотя и обещал вычеркнуть все, что казалось предосудительным
консистории, все таки выпустил сочинение в прежнем виде, исключив только
некоторые, да и то маловажные места. Своим "Rероnsе аuх quеsтiоns d'un
рrоvinсiаl" и продолжением "Реnsееs sur lа сомете" он нажил себя новых
врагов в лице Жакло и Леклерка, которые напали преимущественно на его
религиозные воззрения. Другие преследовали его как врага протестантской
церкви а его нового отечества. Эти дрязги усиливали его физические
страдания, которые свели его в могилу 28 декабря 1706 г. Б. умер, можно
сказать, с пером в руках; вся его жизнь прошла в работе и единственное
развлечение, которое он позволял себе, состояло в переписке с друзьями,
к числу которых принадлежали такие люди как Фонтенель, Бэкингэм,
Шэфсбюри Бёрнет, Лейбниц и др.