Беккариа


Беккариа (Сеsаrе Вессаnа) - знаменитый публицист, родился в Милане 15
марта 1738 г., по праву первородства наследовал титул маркиза Бенесано,
учился в университете в Павии, где в 1758 г. получил степень доктора
прав. В то время Италия представляла ряд мелких государств, раболепно
заискивавших перед иностранными правительствами. При полном отсутствии
политической независимости умственная жизнь страны находилась в
совершенном застое. Родина Б. подпала под власть Австрии и, по словам
самого Б., в Милане при населении в 120000 жителей, едва ли можно было
найти 20 человек, ценивших просвещение. При всеобщей апатии, при
склонности к спокойствию самого Б. и при его недоверчивости к
собственным силам, он едва ли выступил бы на литературное поприще, если
бы не нашел глубокого сочувствия и поддержки в тесном кружке
просвещенных людей, который под названием "Il Саffе" (кофейного)
сгруппировался в Милане вокруг братьев Верри. Кружок этот горячо
интересовался всеми вопросами своего бурного времени и даже издавал
журнал, который) под тем же названием "Il Саffе", печатался в Брешии,
так как сотрудники (в числе их был и Б. ) избегали местной цензуры и
тщательно скрывали свои имена. Журнал просуществовал два года (с июня
1764 по июнь 1766) и обратил на себя внимание заграницей. В то время
Вольтер и энциклопедисты во Франции выдвинули в печати на первый план
вопросы о веротерпимости и об отмене пытки. Процесс Жана Калласа в
Тулузе (1762), увековеченный защитой Вольтера, поднял все литературные
силы против изуверства и уголовных законов, которые его поддерживали. По
плану энциклопедистов атака должна была открыться сразу и по возможности
во всех пунктах Европы. Миланский кружок получил приглашение принять
участие в предполагаемом походе, и по единодушному решению его членов
25-ти летний Б. должен был написать сочинение о преступлениях и
наказаниях. Через 10 месяцев труд был доведен до конца, и 10 апр. 1764
г. рукопись сочинения: "Dеi dеliттi е dеllе реnnе" была отправлена для
напечатания в типографы Обера в Ливорно, так как в Тоскане была при
Леопольде почти полная свобода печати. Первое издание вышло в свет в
августе 1764 г. без означения места печати и имени автора. Оно быстро
разошлось в Италии. Опасаясь преследований, от которых его спасли только
общественное мнение и покровительство миланского наместника, Б.
некоторые мысли старался излагать туманно. Тем не менее смелость и сила
его речи вызвали всеобщее удивление. В первые же два года по своему
изданию книга Б. появилась на французском, немецк., англ. и голландском
языках. Из этих переводов особенно замечателен франц. перевод аббата
Мореллэ (Пар., 1766), который придал трактату Б. другой порядок
изложения, принятый впоследствии и самим Б. в дальнейших изданиях своей
книги. При обшей распространенности франц. языка перевод Мореллэ
распространил идеи Б. по всей Европе. Впечатление, произведенное
трактатом Б., было громадно; для современников он обладал чарующей
силой. Они называли идеи Б. откровением свыше и пророчеством будущего.
Энциклопедисты величали Б. новым Ликургом; единственным законодателем
своего времени; Дидро, Вольтер, Гельвеций спешили к трактату Б.
присоединить свои примечания и комментарии. На мнения Б., как на новый
закон, ссылались даже в уголовных судах в Австрии, в Германии в
особенности во Франции, чтобы смягчить жестокость приговоров.
Коронованные особы вступали с Б. в сношения. Екатерина II вызвала его в
России, и он даже решился ехать к нам, но д'Аламберт был против этой
поездки; ее не допустило и австрийское правительство, учредив для Б. в
1769 г. кафедру политической экономии в Милане, где он и умер 28 ноября
1794 г.